В земной жизни к святому Паисию Святогорцу немало людей обращалось с разными духовными запросами: как вести правильную духовную жизнь, Богоугодную.
По нуждам и вопросам спрашивающих замечал преподобный Паисий на каком духовном уровне развития находятся те или иные люди и давал подсказку словом и примерами в соответствии с духовным возрастом.
Святой Паисий, как и многие другие святые отцы, видел 3 этапа духовного развития. И вот как говорил о них.
В начале духовного пути Бог дает человеку много благодати. Она дается в Крещении, в первых обращениях в молитвах к Богу. Часто человек, не зная особенностей духовной жизни, просит в своих молитвах о земном. И Бог подает. Этот этап - этап щедрости Бога и первых шагов человека в духовной жизни. Многие блага человек получает "туне", то есть даром, без труда.
По мере духовного взросления человека, Бог начинает лишать его каких-то благ и давать место духовным трудам и подвигам. Преп. Силуан Афонский даже называл этот период Богооставленностью или духовной пустыней. Человек уже не всегда получает просимое по просьбам своим, и ему начинает казаться, что он оставлен Богом. Но Бог, как замечает святой Паисий Святогорец, никогда не оставляет человека. Он дает человеку возможности обучиться и познать богатство и глубину духовной жизни, возмужать духовно, стяжать благодатное смирение (мир и согласие с Богом). Бог на этом этапе помогает не внешними благами, а внутренними, помогает человеку в духовном развитии.
Некоторые люди на этом этапе покидают Бога и оставляют духовную жизнь, говоря про себя: "Когда Бог давал, было хорошо, а раз не дает - буду сам искать свои блага". И начинают, когда успешно, когда неуспешно искать легкой благодатной жизни без Бога.
Оставшиеся с Богом замечают другое: они начинают глубже изучать и понимать себя в свете Бога, работать над собой перед Богом. И за каждый такой умный и духовный труд, Бог щедро награждает их. Бог всегда дает человеку больше, чем тот заслуживает. Здесь, на втором этапе, Бог уже не щедрый Даритель туне, а мудрый Учитель духовной жизни и Лекарь страстей. Он уже не внешние блага подает, а помогает человек активировать имеющиеся в нем потенции духовные, укрепить в добродетелях. Бог уже дал все важное внутри, надо просто привести это в действие и пользоваться по Божьему мудро.
У части людей на этом этапе ученичества и возмужания возрастает внутренняя гордыня и они начинают приписывать себе достижения, а Бога не замечать. "Я смог", "Я развился", "Я сделал". Страшное дело, и не умное.
Кто поступает столь не Богомудро, сходит с духовной дистанции. Ибо время такого ученичества и возмужания дано и на то, чтобы человек смирился, понял себя и Бога правильно, укрепил добродетели, обрел меру духовной мудрости.
Если же вместо этого растет самодовольство, то человек отходит от Бога и духовной жизни, хотя часто ему кажется, что он в ней. То самообман, который легко увидеть, если посмотреть на себя со стороны, через оценки других людей и обстоятельства жизни.
Но всегда есть возможность осознать свои духовные ошибки и попросить Бога даровать их исправление и прощение, и самому приложить духовный труд к этому: молитву, пост, Таинства, поступки по Слову Божьему, чтение святых, добрые дела, милостыню.
Третий этап духовной жизни открывается тем, кто стяжал мудрость, смирение и понимание на втором этапе. Если раньше человеку Бог давал "шоколадки" (так называет святой Паисий награды от Бога) и человек радовался им и даже старался ради них. То теперь радость есть в другом.
Есть "шоколадки" или нет их - не суть важно. Важно то, что человек навыкает (по выражению святителя Феофана Затворника) жить в согласии с Богом. Он не приписывает все себе, а за все хвалит и благодарит Господа. Он не ропщет от трудностей, а берется за них просто, ибо знает: Бог никогда не оставит и всегда поможет в их одолении. Ведь человек живет и действует уже на волне Бога, по слову Его, понимая себя, других и Бога правильно.
Если же человек на этом этапе жизни духовной начинает гордиться и любоваться собой, то Бог смиряет его через людей и обстоятельства жизни.
И святой Паисий говорит о том, что есть смирение вынужденное и добровольное. Отличаются они одним - правильным пониманием человека. Если человек понимает все верно, то приносит покаяние Богу и возвращается на духовный путь, идя дальше. А если не понимает, то ропщет на Бога, что искушает его Тот, и происходит это до тех пор, пока не поймет свою ошибку перед Богом, не покается и не заслужит Его прощения.
Понравилось - ставьте лайк, подписывайтесь на канал.
С добром и уважением к Вам,
Игорь Орлов