В статье мы приведем два эпизода которые произошли на турецком театре военных действий в Крымскую компанию
Первый эпизод
Донской казак из состава Эриванского отряда Кузнецов в бою при Игрыде налетел на турецкого "пашу" и увидев, "что тот совсем почитай без оружия, вздумал взять его живого в полон". Кузнецов схватил лошадь турка за поводья и стал кричать, чтобы он сдался. Однако, турок "выхватил шашку, начал защищаться и нанес Кузнецову несколько ран в грудь, а наш казачина все только удерживал супротивника, до тех пор, пока тот, махая своим Английским ножичком, задел Кузнецова за живое; тогда Кузнецов осердился и ссадил пашу пикою с лошади. Паша, лежа на земле, схватился за пистолет, и выстрелив в Кузнецова, сильно попортил ему правое плечо".
В это время на помощь казаку прискакал шемахинский милиционер, который хотел добить турка шашкой, однако донец удержал его сказав: "Стой брат! ... не бей он ранен, без оружия, и на земле, а у нас на тихом Дону есть заповедь родительская: лежачего не бьют". Спасти пашу не удалось, он умер тут же. Позже казак говорил, что не сердит на него за рану: "Бог с ним! Жаль только, что попортил мне правую руку; за его же богоотступную душу не могу теперь перекреститься, а чтобы бить басурманов - есть еще левая".
Второй эпизод
Рядовой карабинерной роты Матвей Петров во время отступления турецкой пехоты, атаковал двух солдат. Одного заколол, а второго ударом приклада повалил на землю и "не желая бить лежачего, требовал сдачи; но турок упорствовал и, лежа на земле, старался ранить штыком Петрова. "Ну, коли не хочешь в плен, так вставай; посмотрим чья возьмет". С этими словами Петров освободил турка из-под штыка". Турок вскочил и атаковал, и Петров ударил его штыком, "так что тот уже более не подымался".
Источник: Бог, вера и царь, или герои нынешней войны. 1854 г.
Читайте: Джиу-джитсу самураев против русских самодельных гранат: 5 интересных фактов о битве за Порт-Артур