Найти тему

Что нужно для подтверждения личности до XXI века

Оглавление

Проезжие грамоты Петра I

Первые удостоверения личности появились в России в XVIII веке. В 1724 году Петр I и Сенат издают ряд указов, вводящих для части населения внутри страны "проезжие грамоты", схожие паспортам, по современным понятиям. Такие "паспорта" выдавались людям, временно покидающим свое место жительства для контроля воинской обязанности, передвижения населения и сбора налогов. Данный документ не обладал особой надежностью, так как в нем указывались только имя, род деятельности и внешние данные владельца в текстовом виде. Главным органом контролирующим выдачу и надзор была местная полиция, куда и обращались за получением необходимых документов.

Паспортная книжка начала XX века

Паспортная книжка на 5 лет 1915 г.
Паспортная книжка на 5 лет 1915 г.

С 1906 года официальным документом подтверждающим личность человека стала паспортная книжка, которая делилась на 2 категории. К первой относилось высшее сословие, включающее: дворян, купцов, офицеров, почетных граждан, выходцы духовенства, дворянские и солдатские дети. Им выдавалась бессрочная паспортная книжка. Ко второй - ремесленники, крестьяне, цеховые, рабочие и жители городов сроком на 5 лет. В них указывались имя, фамилия, отчество владельца, семейное положение, дети, внешние приметы и место жительства. Выдавались документы несколькими контролирующими органами: в местах постоянного жительства - полицейскими управлениями, в столицах - участковыми приставами, в местах прибывания - сословные учреждения.

Паспорт СССР

Обложки паспортов СССР обр. 1974 г.
Обложки паспортов СССР обр. 1974 г.

В 1932 году в Москве было подписано Постановление "Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов". В документах указывались более расширенные сведения о владельцах, чем в предыдущих версиях: имя, фамилия, отчество, дата и место рождения, национальность, социальное положение постоянное местожительство, место работы, прохождение обязательной военной службы и документы, на основании которых выдавался паспорт.
В областях и городах были созданы паспортные отделы, а в отделениях милиции — паспортные столы. Ответственность за паспортную систему и за состояние паспортной работы несли начальники городских и районных управлений милиции. Они организовали эту работу и руководили ею через паспортные аппараты (отделы, столы) подчиненных органов милиции. Следующие обновления документа были в 1953 и 1974 годах, включающие изменения содержания, внешнего вида, срока действия и списка граждан, обязанных иметь паспорт с 16 лет до конца жизни.