Приветствую читателей моей страницы!
Как известно, после войны разразилась космическая гонка между ведущими государствами мира СССР и США. К 70-м годам с развитием космонавтики встал вопрос о создании многоразовых космических кораблей. Они подобно самолету могли бы перемещаться между землей и орбитой, а также были бы легко транспортабельны между земными космодромами.
Первыми к созданию такого космического аппарата пришли американцы с созданием программы Спейс шаттл. Советское руководство допускало тайную военную подоплеку создания такого космического корабля, и запустило программу Энергия - Буран.
Как известно, корабль Буран совершил один полёт, и в связи с дальнейшим распадом страны и экономическим кризисом, программа была закрыта. Тем не менее он до сих пор, остается одним из главных символов мощи той эпохи.
Мнение, что Буран был копией американских шаттлов, неверно. Да, он опирался на американский опыт, и были использованы многие американские технологии, но в итоге это был другой корабль. В этой статье я хочу перечислить основные отличия данных космических аппаратов.
Внешний вид и рабочие параметры
Внешне аппараты были очень схожи, по длине они примерно одинаковы (Шаттл на 1 метр длиннее). Пассажирский отсек Бурана был на 5 метров больше, а грузовой немного меньше. Оба корабля снабжались манипуляторами космических погрузочно-разгрузочных работ, советский манипулятор назывался "Аист". В целом оба корабля могли доставлять объемы груза с лихвой превосходящие любые потребности космических миссий.
Система управления
Основное отличие Бурана от Шаттла состояло в том, что он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и наземного Комплекса радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел». Это был огромный шаг вперед, и уникальный опыт советских инженеров. Именно из-за этого считается, что Буран опередил свое время, и был создан более совершенным космическим аппаратом нежели Спейс шаттл.
Система взлёта
У данных космических аппаратов принципиально отличалась система запуска на орбиту. На схеме видно в чём основное отличие.
Система Шаттла состояла из самого корабля, который крепился к огромному топливному баку (оранжевый на схеме), топливо из бака шло в сам Шаттл, а по бокам два ускорителя. На первом этапе работали ускорители, поднимая Шаттл на высоту 45 км, затем отделялись. С этой высоты начинал работать сам ракетный двигатель Шаттла, тратя топливо из огромного бака. Это происходило до высоты 113 км, после чего бак отбрасывался. Минус системы состоял в том, что она не была универсальной, и её элементы могли использоваться только с Шаттлами.
Система Бурана была устроена проще и лучше, сам челнок крепился к сверхтяжелой ракете Энергия, которая и поднимала его на орбиту, а затем отделялась. Плюсом данный системы было то, что Энергия могла быть использована и отдельно от Бурана. Причем опыт Энергии используется и до сих пор при создании новой ракеты сверх-тяжелого класса.
Система посадки
Посадка Шаттла происходила как посадка планера, без работы двигателей, таким образом шанс на посадку был только один. Буран же мог садится как самолет, с включенными двигателями, что позволяло ему маневрировать для максимально безопасной посадки.
Итог
Созданный по образу американского Шаттла, Буран был самостоятельным космическим аппаратом, вобравшим в себя лучшие космические разработки того времени. Он совершил всего лишь успешный один полёт, управляемый полностью дистанционно. На тот момент уже велась активная разработка его модернизированный версий: "Буря", "Байкала", и безымянные изделия 2.02, 2.03. Но этому всему не суждено было сбыться. Но будущие поколения обязательно вернутся к этому уникальному опыту предков, для создания революционно новых космических аппаратов.
Спасибо за прочтение, надеюсь материал показался Вам интересным, подобные материалы про другую технику СССР есть на моем канале Дзен. Подписывайтесь и делитесь мнением в комментариях!