Найти в Дзене
Владимир Мусатов

От Герцена до Навального, от Сахарова до Ходорковского, от Ленина до ...

Социологические опросы показывают, что в нашей стране к тем, кто критикует власть, прислушивается мизерная часть людей. Нет у доморощенных оракулов благодатной аудитории, которая бы, воодушевившись призывами бороться с «тиранией», тут же бросилась строить баррикады и поднимать над ними свои флаги сопротивления. И дело тут не правдивости и справедливости критики. Проблема в том, что нас пытаются «разбудить», как когда-то декабристы «разбудили» Герцена, малозаметные, неавторитетные и мелкие людишки. Вспомним, какие имена стояли за событиями 70-х, 80-х годов прошлого века: писатели Солженицын, Синявский, Зиновьев, учёные Сахаров, Орлов, Шифаревич и другие. Их широко знали во всём мире. Конечно же, их критика государства была весомой и получала значительный отклик в стране и за рубежом. Многие из них искренно желали перемен, на которые не могла и не стремилась пойти партийная верхушка СССР. На мой взгляд, именно эта верхушка напрямую виновата в развале государства. Хотели этого или не

Социологические опросы показывают, что в нашей стране к тем, кто критикует власть, прислушивается мизерная часть людей. Нет у доморощенных оракулов благодатной аудитории, которая бы, воодушевившись призывами бороться с «тиранией», тут же бросилась строить баррикады и поднимать над ними свои флаги сопротивления. И дело тут не правдивости и справедливости критики. Проблема в том, что нас пытаются «разбудить», как когда-то декабристы «разбудили» Герцена, малозаметные, неавторитетные и мелкие людишки.

Вспомним, какие имена стояли за событиями 70-х, 80-х годов прошлого века: писатели Солженицын, Синявский, Зиновьев, учёные Сахаров, Орлов, Шифаревич и другие. Их широко знали во всём мире. Конечно же, их критика государства была весомой и получала значительный отклик в стране и за рубежом. Многие из них искренно желали перемен, на которые не могла и не стремилась пойти партийная верхушка СССР. На мой взгляд, именно эта верхушка напрямую виновата в развале государства.

Хотели этого или не хотели советские диссиденты, но своими произведениями, получившими всемирное признание, своими научными трудами, выдвинувшими их в ранг великих, своими публицистическими выступлениями, прозвучавшими с самых высоких международных трибун, эти борцы с режимом вынесли смертельный приговор нашему социалистическому государству.

Кто же сегодня пытается убедить нас в своей правоте на критику нынешней власти?

В этом списке нет ни одного значимого имени, к которому мы имели бы хоть какое-то уважение. Вот Ходорковский, вещающий из-за границы. Спрашивается, может ли быть правдолюбцем человек, который в 90-е годы слыл «авторитетным бизнесменом»? И отсидел он в тюрьме не за свои политические убеждения, а по причине крупного мошенничества.

Или взять Навального. Кому он служит – непонятно. Создаётся впечатление, что «своими разоблачениями» этот человек решает собственные вопросы, цена которых выражается семизначными цифрами. Благотворительностью здесь и не пахнет.

Да, чуть не забыл, есть ещё и писатели, считающие себя то ли крупными, то ли значимыми. Правда, в узком либеральном кругу. Им тоже, как говорится, в рот палец не клади – любят порассуждать о свободе, о бесправии, об узурпаторе… А поскольку тирания у нас мягкая, безобидная, никаких обвинительных последствий для себя они не получают. Свою же выгоду имеют, пиаря, рекламируя, раздувая свой писательский «авторитет», что называется, на пустом месте.

Мелкота, да и только. Измельчала протестная среда в России. А может это и к лучшему. Ещё поживём какое-то время без потрясений, пока не вырастет какая-нибудь личность типа, скажем, Герцена. А там и другие подтянуться. И это непременно случится, если и дальше у нас будет сохраняться огромное имущественное расслоение. Пока буржуазия может спать спокойно, но, просыпаясь, она должна помнить, что на смену Ходорковскому и Навальному, вместе с их писателями, могут прийти новые Ленины и Сталины. Так что, делитесь, господа, делитесь.