ОБ ЭТОМ РАЗМЫШЛЯЕТ ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ СОЦИОЛОГИИ СОГУ ПРОФЕССОР ХАСАН ДЗУЦЕВ
- Что из себя представляет профильное обучение?
- Реалии рыночной экономики указывают на то, что человеку в течение всех этапов профессиональной жизни требуются умения и навыки выбора профессии, самоопределения, трудоустройства, конкурентного поведения, и это в условиях рыночных отношений будет определять эффективную занятость и конкурентоспособность. На первый план выходят такие качества профессионала, как предприимчивость, эрудированность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, быстрая обучаемость, адаптивность, положительные личностные качества. Вышеперечисленные качества способствуют лучшей реализации адаптационного потенциала в современных условиях.
- Как Вы считаете, что в итоге дает профильное обучение учащимся средней школы?
- Профильное обучение также призвано обеспечить высокую степень готовности школьника к вступительным экзаменам, помощь в профессиональном самоопределении. Следует отметить, что дифференцированный подход не допускает исключения основных учебных предметов из учебного плана профильных классов. Вместе с тем важнейшее значение при организации дифференцированного обучения приобретает определение базового общекультурного уровня по всем основным предметам, входящим в учебный план.
Выявлено, что трудности самоопределения молодежи не заканчиваются с поступлением школьников в учреждения профессионального образования различных видов. По официальным данным, до 40% обучающихся в учреждениях различных видов желают в будущем иметь другую специальность. Как следствие, возникает потребность в разработке качественно новых образовательных моделей в образовании, включающих создание в среднем общеобразовательном учреждении комплексной системы профессиональной ориентации, охватывающей все ступени обучения.
- А что показали материалы ваших последних эмпирических исследований?
- Более половины респондентов (56,3%) считают, что профориентация помогает учащимся определиться с выбором будущей профессии, профильное обучение бесполезным - 18, 4% Иристонского МО и 19,0% Пригородного района республики.
Идею создания специализированных школ вместо профильных классов поддержали 7,8% от всех опрошенных (что почти вдвое меньше, чем в 2012). Затруднившихся с ответом в 2019 году стало больше – 18,8 против 11,7% в 2012 .
Как продемонстрировали результаты проведенного исследования, в целом респонденты оценивают эффективность профориентации в старших классах на «хорошо»: в 8–9-х – 39,8%, в 10–11-х – 41,5%. Особенно много «хороших» оценок уровню профориентационной работы в школах выставили жители Кировского района: в 8–9-х классах – 57,1%, в 10–11 классах – 63,6%.
В 2019 г. наибольшее число респондентов затруднились оценить эффективность профориентационной работы в 8–9-х классах средней школы (48,4%). Возможно, это следствие слабой работы специалистов соответствующего профиля. В то же время вполне эффективной эту работу признают 24,3% родителей из Иристонского МО и 20,0% из Моздокского района. Профориентационную работу в 10–11х классах сочли эффективной респонденты Промышленного МО (17,4%) и Правобережного района республики (15,8%):
- В обществе много разговоров о перегруженности школьников, что об этом говорят материалы вашего исследования?
- С тем, что учащиеся школ чрезмерно перегружены во вред своему здоровью, в 2012 году были согласны 56,2% опрошенных. Более высокий удельный вес ответивших утвердительно на данный вопрос среди родителей, дети которых учатся в 1-х классах – 62,1%, в 9-х – 68,4%, и в 11х классах – 62,5%. Не согласны с этим утверждением 27,7% респондентов. Остальные 16,2% затруднились ответить, это главным образом сельские жители.
- В последнее время в обществе тревогу вызывает «коммерциализация» школы. Вы исследовали эту тему?
- В 2012 году 61,1% респондентов, независимо от места жительства, считали, что школа не вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги помимо тех, которые предусмотрены государственными стандартами, так как это нарушает принцип общедоступности и бесплатности. По данным исследования 2019 года уже 46,9% опрошенных против платных услуг в школе, а 40,6% это одобряют. Охотнее всего воспользоваться предложением платных услуг в школе готовы 41,3% респондентов Затеречного МО и 48,8% – Правобережного района республики. В большинстве своем негативное отношение к наличию платных услуг в государственной школе выразили жители Северо-Западного муниципального округа (75,2%) и Алагирского района республики (64,3%).
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы прежде всего относятся: остаточная информация о профессии и путях ее получения, потребность в обоснованном выборе профессии, уверенность школьника в социальной значимости труда, то есть сформированное отношение к нему как к жизненной ценности, степень самопознания, наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.