Найти тему

Малоизвестный "авиагород" Омск: перелёт Париж - Омск французких лётчиков Жирье и Дордилье

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1926 году Омск оказался причастен к одному из многих в те времена авиарекордов.
На нашем молодым в те времена аэродроме совершил посадку самолёт Breguet Br.19 (Бреге Br.19).
Правда мне кажется, что читается как Бреджит. Но не мне судить с моим французским)).
Самолёт являлся лёгким бомбардировщиком-бипланом и производился с 1922 по 1937 годы.
Устанавливались на данный тип 6 вариантов двигателей.
В Омск прилетел самолёт с двигателем Hispano-Suiza 12Hb (373 кВт / 500 л. с.) — V12.
Под управлением капитана Жирье и лейтенанта Дордилье.

Самолёт Breguet Br.19. Фото из открытых источников
Самолёт Breguet Br.19. Фото из открытых источников
Самолёт Breguet Br.19. Фото из открытых источников
Самолёт Breguet Br.19. Фото из открытых источников

Перелёт был беспосадочный и пролегал по маршруту Париж (Ле Бурже) - Варшава - Смоленск - Москва - Нижний Новгород - Петропавловск - Омск.

Маршрут полёта, фото из открытых источников
Маршрут полёта, фото из открытых источников

14 июля 1926 года, в 5–30 утра запускается 12–цилиндровый двигатель «Hispano–Suiza», мощностью 500 л.с. Капитан Жирьи заявляет – «Мы хотим прибыть в Омск!» и самолёт отрывается от земли.
В 05–45 под крылом самолёта уже пейзажи Франции – Реймс, Арденны, в половине восьмого утра самолёт уже проносится над широким Рейном, затем пересекает Саксонию. 13–30 – под крылом самолёта прекрасная Висла, Жирьи и Дордильи пролетают тридцатью километрами южнее Варшавы (оставляя вне поле зрения крепостные сооружения вокруг польской столицы).
И вот они пересекают границу СССР, в 17–30 пролетают над Смоленском, где им навстречу взлетает советский самолёт, для того чтобы идентифицировать французский аэроплан, и пролетает в каких 100 метрах от борта французов. 20–15 – лётчики видят вспышки от трамвайных пантографов и не сильно освещённый город – это Москва, столица Союза ССР. В 22–15 они пролетают над Нижним Новгородом и удивляются активности города в столь поздний час. Ближе к Уралу – мощная облачность, дождь и ветер — самолёт снижается с 3 000 до 1500 метров, летит вдоль рек.
Иногда самолёт снижается до 50 метров (восьмидесятикилометровый участок полёта прошёл именно так), распугивает стада и удивляет местных жителей. Наконец они пересекают Южный Урал и пролетают над Троицком. И вот долгожданный ориентир – Транссиб.
Они летят вдоль «благословенной железнодорожной магистрали» — погода за Уралом стала ещё хуже, в 9 утра пролетают над городом, построенном в европейском стиле с красивой станцией – это Петропавловск. Топлива мало — 200 литров топлива, 150 литров, 100 литров, 50 литров и вот огромный город, с прямыми улицами и мутной рекой – Омск! В баке 20 литров из 2900, с которыми 29 часов назад лётчики отправились из Франции.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Обратный путь был гораздо более долгим и насыщенным событиями: из–за плохой погоды французам пришлось садиться в Челябинске, откуда они отправились в Москву, где встретились с послом Франции и главой Авиахима РСФСР.
В Париж Дирье и Дорлильи вернулись только 29 июля.
Их рекорд дальности беспосадочного перелёта продержался всего месяц — такие бурные были времена.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В честь этого перелёта, издательством Лига аэронавтики Франции была выпущена открытка.

Французская открытка посвящённая перелёту Париж - Омск
Французская открытка посвящённая перелёту Париж - Омск
Французская открытка посвящённая перелёту Париж - Омск
Французская открытка посвящённая перелёту Париж - Омск

К сожалению на данный момент ничего не смог найти о дальнейшей судьбе двух лётчиков прилетевших к нам.
На этом всё, спасибо за внимание!
До новых встреч!
Репортаж в ЖЖ