Это какая-то магия. Мания. Аддикция. Если ты взял в руки первую книгу "Неаполитанского квартета" Элены Ферранте, "Моя гениальная подруга" (2011, русский перевод 2016), тебя уже не остановить. Адгезия к тексту фантастическая.
Вот казалось бы - классическая беллетристика, прямолинейно-описательный реализм: жила-была я, маленькая Элена Греко, потом я познакомилась с Лилой, у которой была такая-то семья, и которая..
Казалось бы, интрига, детективная тайна, триллер, атмосфера (гнетущая или там - жизнеутверждающая) отсутствуют - сюжет бесхитростен.
В "Неаполитанском цикле" Ферранте просто ведет подробное повествование о жизни двух главных героинь и их непосредственного окружения (родных, соседей) с 1958 по настоящее время в Италии. Неаполь, Искья, Пизза, Милан. Детство. Молодость. Зрелость. Старость.
Но нет.
Читаешь увлеченно, поражаясь потрясающе объективному взгляду на человеческую жизнь и на отношения М+Ж, Ж+Ж в особенности.
Вечная весна в одиночной камере.
Знатоки в пенсне мне сразу могут заметить: эк тебя занесло в женские романы, лучше "Санта-Барбару" или "Рабыню Изауру" что ли смотрел бы.
Что скрывать, да, занесло. Только это не совсем так называемый "женский роман" и не совсем так называемый "бразильский сериал". Точнее, схожесть тут лишь формальная.
Увидев однажды откровенный восторг от Ферранте женской читательской аудитории в ФБ с эмоциональными восклицаниями "как она так может описывать нас? Откуда она знает?!!", - я пошёл за попкорном и первой книгой. Признаться, всю жизнь хотел понять, что же там "у них" внутри и почему нельзя просто, а нужно сложно.
[Надо сказать, что подобную мотивацию к чтению вызвала, помнится, и еврейско-американская писательница Айн Рэнд (тогда её расхваливала один амбициозный депутат, сибирская Дагни Таггерт + агрессивный промоушн в книжных сетях). Айн Рэнд оказалась не тем, что о ней думают.]
А вот Элена Ферранте не подкачала! Её книги оказались прямо-таки современной "Человеческой комедией". Мощной художественной терапией как современной женщины, так и.. мужчины.
Когда начинал читать, хрустя попкорном, предвкушал, что сейчас пойдёт "ожидаемая картинка", экзистенциальный пуссирайет. Мужские персонажи - сволочи непорядочные подлецы, счастья нет, свободу Серсее Ланнистер!
Но нет.
Мудрая женщина Э. Ферранте смотрит шире. Под ее пером мы как бы все - скоты непорядочные млекопитающие. И та самая "гениальная" подруга Лила (Ну стерва же! Чуть ли не всем персонажам всю душу вынула! Как на такое реагировать?!). И застенчивый интеллигент Нино (поганец-трус!), и его немолодой отец Донато (как к такому девушки должны относиться?!). Юный "скромник" Бруно Соккаво. Да все мы во всей красе...
Вечная весна в одиночной камере.
Что, на мой взгляд, уникально в "Неаполитанском цикле"?!
- Во-первых, то, что автор-женщина предельно искренне и глубоко прорисовывает внутренний мир женских персонажей. Их мотивы, их мечты, жизненные приоритеты, реакции. От девочек (первая книга) до пожилых дам.
- Во-вторых, то, что Ферранте сюжетом, диалогами, монологами (по возможности) о б ъ е к т и в н о показывает отношения полов. Причём, как кажется, прорисовывая в большей степени героинь, чем персонажей-мужчин. В какой-то степени прописывая, фиксируя женское непонимание (недоумение от) противоположного пола. А так же раскрывая отношения между самими участницами жизни изнутри.
Это очень терапевтично.
Автор с выражением лица Моны Лизы словно бы рассказывает всем нам, кто мы есть. Проговаривает вслух то, в чем мы живем, о чем мы думаем, но зачастую боимся признать.
Вечная весна в одиночной камере.
- В-третьих, терапия ещё и в том, что, изображая Италию XX века, Элена Ферранте предельно честна. Я, например, испытал дежа вю, когда читал о том, как жили неаполитанцы в 1950-70 годы. Нам пытаются привить, что мы какие-то уникально ущербные в сравнении с европейскими эльфами: хамы, необразованные ватники, отсталые и тп. Так вот нет. До того как друг друга матерят итальянцы (к слову, в книгах Ферранте нет ни одного мата), как бьют лики чуть ли не всей семьёй за чей-то взгляд (и дамам, и господам), как завидуют, унижают, гнобят, если ты не дай бог чем-то стал лучше других.. нам, русским, весьма далеко.
И Ферранте пишет об этом без напряжения: ну если это наша жизнь такова, то что?! Бывает и хорошее в ней. Как и у всех.
Надо сказать, никто в Италии её не разбирает на ток-шоу как предателя Родины.
Автор нам говорит: мы такие, какие есть. И ты, и ты, и, да-да, вот вы! Мы узнаем в героях-героинях себя, прикладываем как подорожник к своим ушибам души - и испытываем некоторое облегчение. Ишь ты, да у них (дам), смотри, тоже жизнь - не сахар. Они сами не понимают, как обуздать птиц в голове. Или все прекрасно знают, но не могут. Знают, и все равно жгут Ватерлоо и устраивают напалм дес. Ну как-то так устроены.. И мы (маны) сами не представляем, кто, какой свидетель нашего беснования нам нужен. Это и есть жизнь.
Вечная весна в одиночной камере.
Несомненная фишка Ферранте, что она написала учебник психологии человеческих отношений - в художественной форме.
Книга "Моя гениальная подруга" (и три её продолжения, составляющие "Неаполитанский цикл") - самый беспроигрышный книжный подарок современной женщине. Однозначно.
Начиная со второй книги - присутствуют некоторые органично вписанные сцены 16+.
Ферранте уже есть и в прекраснейшем аудиоформате. За чтением актрисы Юлии Яблонский слышно восхищение, - она читает эти (все четыре) книги с нескрываемым удовольствием.
В общем, очень занятно, лекарственно и познавательно.
PS Да, местами Ферранте очень напомнила Сильвию Платт. "Под стеклянным колпаком". Бедные девочки.
PPS О прекрасной экранизации книг Э. Ферранте напишу отдельно. Скажу лишь: сначала читайте, потом смотрите. Получите несказанное удовольствие. Как от флэт-уайта. О.. Маргерита Маццукко...
Воробьиная истошная оскаленная хриплая отчаянная стая голосит во мне.
Ещё по теме:
Идеальная экранизация мирового бестселлера
Мартин Зусак "Воровка книг"
Питер Хёг "Смилла". Девушка мечты интроверта
"Любовники". Лучший интеллектуальный драматический сериал
Айн Рэнд. Мечта современной женщины, уставшей от пустоты традиционных ценностей
В наш век дезинтеграции лайки и репосты становятся экзистенциальными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ