Семья, самое удивительное явление нашей жизни, возвышенное в словах и отсутствующее в праве. Семьи нет, ни как субъекта права, ни как объекта, нет даже определения семьи. Все то, что в законодательстве содержит слово семья, не имеет никакого отношения к тому, что принято понимать под семьей.
Современное семейное право не признает семью целым, не признает общего интереса семьи, не признает подчинение членов семьи этому общему интересу, не дает защищать это целое, и нести ответственность за причинение вреда этому целому.
Во главу современного семейного права ставится личность, а целью становится достижение ею индивидуального интереса. Тем самым, прежде единая семья, разбивается. Утрачивается общий интерес. Каждый член семьи становится самостоятельным субъектом права. В силу чего, единственной формой отношений, между членами семьи, признаваемой законом, становится отношение - ты мне я тебе, то есть договор.
На первый взгляд, кажется, что убрав общее - семью, сделав центром индивидуальный интерес, законодатель упростил семейные отношения.
В действительности упрощение привело:
1.К разрыву, между высокой идей семьи и существующей в законе семьи – договора. И как результат, правовая невозможность создания семьи.
2.К лишению возможности создавать новое за пределами своего - я, создавать - соединяясь в целое – семью, создавать - добровольно отдавая семье, создавать - жертвуя своими интересами, подчиняя их интересам семьи. Результат, закон сам переформатирует членов семьи в эгоистов.
3.К принятию, частью общества, личностно-индивидуалистической идеи, заложенной в семейное право. Результат, распространение в массе отказа от семьи. Мягко говоря, не понятно на что надеялся законодатель, предлагая всем стать эгоистами.
4.К усложнению семейных отношений, вместо упрощения. Все мелочи, которые раньше решались простым подчинением интересам семьи, обрели необходимость быть урегулированными договором. Закон, сведя все отношения к договору, сам толкает к отказу от легального брака. Результат, появление и рост гражданских браков.
5.К отсутствию причин сдерживать свои индивидуальные интересы, свои желания. Сдерживание предполагает требование к воли, а требование возможно только там, где есть признание более высокого, где есть подчинение этому высокому. Убрав семью, Закон, освободил членов семьи, от подчинения семье, сделав каждого члена семьи вольным покинуть ее.
6.К возведению недостатков отдельных социально-незрелых членов семьи, в немногих семьях, в нечто свойственное всем семьям и семье, как явлению в целом. Результат, появление законов, подобных проекту закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». Проектов, самим названием, ассоциирующих семью с насилием, делающих насилие не недостатком конкретного человека, а характерной чертой каждой семьи. Проектов, уводящих от существа проблемы - социальной незрелости конкретного члена семьи. Проектов, подменяющих необходимость применения мер воспитательно-образовательного характера, изоляцией. Если бы целью проекта была семья, то разве сложно было бы подчинить нормы закона этой цели, заложить в название суть результата – «О защите семьи и воспитание ее социально незрелых членов»? Нет.
7.К ограничению суда. Отсутствие в праве семьи, превращает рассмотрение любого семейного дела, в борьбу за удовлетворение личного интереса одного из супругов. В этой борьбе, единственное, что остается суду, это решить, кто из супругов будет жертвой, а кто обидчиком, пытающимся удовлетворить свой интерес за ее счет. Суд, ни чего не может сделать, даже видя, что интересы одного или обоих супругов, вредят интересам семьи, что причина конфликта инфантильность одного или обоих супругов, и даже тогда, когда, только правда и может помочь супругам спасти семью. Имей суд такую возможность, это заставило бы многих подумать, стоит ли получить решение суда, признающее его социально незрелым или эгоистом, променявшим семью на свои «30 серебряников».
8.К деградации понятия семьи в высоких умах. Как результат, появление призывов силой принудить к браку, ввести налоги на безбрачие, приравнять гражданский брак к законному, ввести письменные согласия на адюльтер, …..и много других удивительных предложений.
Кроме того, в пользу признания семьи субъектом права свидетельствуют массы подобных субъектов в других сферах. Так, в гражданском праве - в любой момент, любые лица, могут объединиться и создать юридическое лицо. В публичном праве - это всевозможные органы власти. Вся наша жизнь проходит в бесконечных отношениях с этими субъектами права – различными банками, страховыми, ПАО, ООО, министерствами, ведомствами, инспекциями, больницами, ……
Все эти субъекты права окружают нас на каждом шагу, так чем семья хуже?
Когда, кто-либо сам добровольно идет во власть, мы все считаем и это закреплено в законах, что он не просто должен, а обязан действовать в наших интересах, интересах общества, государства. Законами установлена аналогичная обязанность и для учредителей юридических лиц (лиц действующих от имени (ст.53.1 ГК РФ)), действовать в интересах, создаваемого ими юридического лица. Никто не считает это нарушением прав свободы личности. Ни кому не приходит в голову поставить интересы личности выше интересов государства, бизнеса. Более того, появись хоть малейший намек, отдачи приоритета личным интересам над публичными или интересами бизнеса, тут же последует уголовная или административная ответственность. И только, в сфере семейного права, почему-то все наоборот.
Исказив понимание семьи в праве, семья и в жизни утрачивает свое высокое понимание. Остановить исчезновение семьи можно, только приняв закон (проект ниже) признающий ценность семь, признающий семью субъектом права.
«___»_________20__ года N__-ФЗ
ПРОЕКТ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О ЦЕННОСТИ И ЗАЩИТЕ СЕМЬИ
Настоящий Федеральный конституционный закон признает одними из наивысших ценностей государства:
– семью, добровольное соединение мужчины и женщины (далее супруги), подтвержденное зарегистрированным государством браком, для самостоятельного и под свою ответственность действия в интересах семьи, обретения в любви счастья всеми членами семьи, рождения и воспитания детей, исходя из приоритета интересов семьи над личными, разрешая любой конфликт интересов в пользу семьи, с уважительным отношением и почитанием к родителям супругов и старшим членам их семьи, входящими в состав семьи, являющимися законными представителями семьи с правом представлять и защищать интересы семьи. С момента регистрации брака, семья становится субъектом права и выступает на равных началах, с иными участниками правовых отношений (публичными, физическими и юридическими лицами), до прекращения брака.
- рождение детей,
- многодетность,
- уважение и почитание родителей супругов, старших членов семьи,
-уникальную многогранную образовательно-воспитательную среду семьи, позволяющей стать единым целым мужчине и женщине, сохраняя свою личную неповторимость, обогащая и дополняя друг друга в любви. Формирующую естественное социально-нравственное взаиморазвитие членов семьи, становление ребенка взрослым человеком, первичного опыта публичности отношений.
Именуемы далее совместно ценности семьи или просто семьи.
1.1. Государственная охрана, защита, восстановление и сохранение семьи, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
1.2. Принимаемые нормативные акты государственных и муниципальных органов власти по вопросам семьи должны вести к сохранению целостности семьи и социально-нравственному развитию ее членов. Разрешая вопросы семьи, государственные и муниципальные органы власти, должны исходить из принципа презумпции ценности семьи, рождения детей, многодетности. Целью и результатом, решений государственные и муниципальные органы власти, должно быть сохранение целостности семьи и социально-нравственное развитие ее членов.
1.3. Законодательные инициативы, публичное обсуждение тем, так или иначе затрагивающих семью(детей), формирование образовательно-воспитательных программ (материалов, подготовку педагогов), должно исходить из понимания необходимости семьи и ее многодетности, как прямого свидетельства достижения полноты взросления человека и его нравственной способности заботится о других.
1.4. Запрещается публичное распространение информации, формирующей установки, привлекательности и/или преимущества отсутствия семьи, не рождения детей, малодетности, их искаженного представления, подменой семьёй состоящей не из мужчины и женщины, преимущества карьеры (иный личной реализации) над семьёй (рождением детей, многодетностью), иных форм пропаганды или дискриминации. Лица, считающие, что они столкнулись с пропагандой или подверглись дискриминации, вправе обратиться в органы прокуратуры или суд с заявлением о прекращении нарушений, возмещении материального и компенсации морального вреда.
1.5. Запрета финансирования из бюджетов всех уровней, бенефициарами бюджетных средств, а также организациями с государственным или муниципальным участием всех форм собственности, деятельности (включая создание произведений искусства) любых не публичных организаций и физических лиц, прямо или косвенно нарушающих или противоречащих перечисленным выше пунктам.
2. Применение органами власти вне уголовно-административных мер принуждения в отношении членов семьи, может осуществляться, только после подтверждения в добровольном порядке эффективности данных мер и невозможности сохранения семьи другими способами. Эффективность меры считается подтвержденной при совокупности следующих критериев:
-угроза распада семьи;
-не эффективность других мер;
-добровольное согласие членов семьи;
-результат, должен иметь стойкий положительный характер, в не менее ¾ субъектах Российской Федерации, приводя к сохранению не менее ¾ семей, согласившихся добровольно на применение данных мер и отсутствия других отрицательных последствий, по истечении 1 года применения меры;
-подведенные итоги должны быть опубликованы, для открытого общественного обсуждения. Не менее чем за 6 месяцев до введения меры.
В случае, если по истечение года принудительного применения меры, количество сохранившихся семей составит менее 50% или будут выявлены другие отрицательные последствия (включая отрицательного влияния на развитие детей, снижение рождаемости, рост смертности-суицидов, и т.д.), то применение данной меры прекращается. Повторное введение данной меры возможно, только после выявления причин, приводящих к отрицательному эффекту и определения способов их устранения, подтвержденных в порядке, установленном выше для подтверждения эффективности меры.
3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Москва, Кремль «__»______20__ года