Неравный доступ к качественному образованию обусловлен многими факторами. Ни для кого не секрет, что на выбор ребенком образовательной траектории влияет социально-экономическое положение (СЭП) семьи, причем это утверждение справедливо не только для России, но и для других стран, например, Германии. Не менее значим и другой аспект неравенства – региональный. Оказывается, различия в доступе к образовательным ресурсам, образовательные траектории и результаты ЕГЭ связаны с размером валового регионального продукта (ВРП) на душу населения и урбанизированностью регионов России.
«Экономическая социология»
Региональные факторы неравенства проанализировали исследователи из Института образования Высшей школы экономики Андрей Захаров и Ксения Адамович. Результаты их работы приведены в статье, опубликованной в журнале «Экономическая социология» (2020, т. 21, №1, с. 60-80).
При сравнении социально-демографических и экономических характеристик регионов, долей учащихся, остающихся в старших классах, и средних результатов ЕГЭ использованы данные Росстата, а также федеральных и региональных образовательных ведомств.
Такие разные регионы
Хорошо известно, что внутри отдельных стран, отличающихся большой географической протяженностью, различия в доступе к образовательным ресурсам и в результатах обучения могут быть значительными. В Канаде, к примеру, по результатам исследования PISA-2018, зафиксировано заметное отставание 15-летних школьников из провинций Манитоба и Нью-Брансуик от их сверстников из провинций Альберта и Онтарио, а в Италии подростки из северных регионов превосходят по читательской и математической грамотности сверстников из южных областей.
Россия, разумеется, не исключение. В исследовании PISA-2018 в качестве отдельных регионов участвовали Москва, Московская область и Республика Татарстан. Средние баллы читательской грамотности 15-летних школьников из этих субъектов РФ приведены в таблице.
По читательской грамотности ученики московских школ вошли в тройку лучших регионов мира, уступив лишь Сингапуру и четырем китайским провинциям, в то время как результат школьников из Республики Татарстан соответствует уровню пятого десятка стран − участниц исследования. Разница в 70 баллов между результатами Москвы и Татарстана эквивалентна, по оценкам экспертов, примерно двум годам обучения.
Гипотеза и ключевые переменные
Гипотеза исследователей из Института образования состояла в том, что урбанизированные, экономически развитые регионы с большой долей людей, имеющих высшее образование, отличаются высокой концентрацией образовательных ресурсов, и это положительно влияет на выбор академической траектории после 9-го класса и результаты ЕГЭ.
Российские регионы значительно различаются по своим социально-демографическим и экономическим характеристикам. Так, например, доля городского населения в наименее (Республика Алтай) и наиболее (Санкт-Петербург) урбанизированных субъектах РФ составляет соответственно 29 и 100%, а доля населения старше 15 лет с оконченным высшим образованием варьируется от 48 (Москва) до 22% (Чеченская Республика). ВРП на душу населения в 10% наиболее богатых регионов почти в 4,5 раза выше, чем в 10% наиболее бедных, объемы подушевого финансирования в этих регионах отличаются примерно в три раза.
Результаты анализа региональных различий
Доступ к образовательным ресурсам
Регионы с более высоким уровнем ВРП, как правило, характеризуются бóльшим уровнем урбанизированности и человеческого капитала (доли населения с высшим образованием). В субъектах РФ с высоким ВРП также больше процент учащихся старших классов в профильных гуманитарных и математических школах и в профильных математических классах обычных образовательных организаций.
Подмечена и такая тенденция: в регионах с большим человеческим капиталом (большой долей населения с высшим образованием) выше процент более опытных учителей.
Траектория после 9-го класса
Доля учащихся, продолжающих обучение в старших классах школ, во многом обусловлена уровнем урбанизированности региона (процентом городского населения) и процентом населения с высшим образованием. В более урбанизированных субъектах РФ и регионах с бóльшим человеческим капиталом ниже отсев учащихся после 9-го класса. И наоборот, в регионах с небольшой долей городского населения и большим процентом людей без высшего образования меньше детей, продолживших обучение в старших классах.
Увеличение объема подушевого финансирования слабо влияет на рост доли учащихся, выбравших академическую траекторию после 9-го класса.
Результаты ЕГЭ
Объем подушевого финансирования общего образования оказывает слабое влияние на средние по региону результаты ЕГЭ по русскому языку и профильной математике.
Результаты ЕГЭ по профильной математике сильно зависят от доли учащихся в профильных математических и естественно-научных школах и классах, а также от доли учащихся в лицеях и гимназиях.
Баллы ЕГЭ по русскому языку тоже связаны с долей учащихся в школах и классах с углубленным изучением предмета, но эта связь выражена слабее, чем по математике.
Двойной выигрыш, двойной проигрыш
В целом анализ Андрея Захарова и Ксении Адамович показывает, что региональные различия в доступе к образовательным ресурсам накладываются на относительно большое социально-экономическое неравенство.
В результате появляются регионы, которые выигрывают дважды. Во-первых, от большой доли населения с высшим образованием и высоких доходов родителей школьников. Во-вторых, от более широких возможностей доступа к образовательным ресурсам (профильные классы, гимназии и лицеи, опытные учителя).
В то же время некоторые регионы оказываются в двойном проигрыше: как по доступности профильных классов и школ, а также доле опытных учителей, так и по возможностям семей инвестировать в образование детей.
Воспроизводство неравенства
Значительные различия субъектов РФ по социально-демографическим и экономическим характеристикам фактически приводят к воспроизводству неравенства в образовании. При декларируемой одинаковой доступности среднего общего образования в стране такие образовательные ресурсы, как лицеи, гимназии, профильные школы и классы, значимо влияющие на результаты ЕГЭ, доступнее для учащихся в регионах с высокой долей населения с высшим образованием.
В то же время в регионах с меньшим человеческим капиталом неравенство проявляется в том, что учащиеся чаще покидают школу после окончания 9-го класса, и это в значительной степени блокирует для них социальный лифт.
Сложившуюся ситуацию ни в коем случае нельзя рассматривать как естественную с точки зрения образовательной политики. Единое образовательное пространство задается равенством возможностей доступа к ресурсам. Необходимо искать способы сглаживания существующих дисбалансов.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.