Собственно про саму катастрофу я писать не буду. Про неё достаточно много написано.
Например вот :https://russian7.ru/post/smertelnoe-pari-kak-piloty-tu-134-ubi/
Я же, как обычно уклонюсь в сторону личных воспоминаний. В тот благословенный год в числе многих сверстников я закончил школу и вполне себе без проблем поступил в авиационный институт. А в те времена практиковалась такая вещь, как отправка студентов на картошку. Не минула чаша сия и нас. И надо заметить славное было времечко. Привезли нас в пионерский лагерь в живописное место на берегу р.Кондурча. Поселили неплохо, кормили сносно. Каждое утро приходила куча автобусов, нас втаривали в них и везли в пос.Мирный. В общем и целом на нашу толпу выделили 465га картофельных полей.(315 и 150).
Вы спросите в чём мулька? А мулька в том, что оба поля располагались вплотную к ВПП Курумоча. сначала уборка шла весело. Встают на полосу 4 человека. 1 с вёдрами, 2 с ним быстро закидывают в вёдра крупную картошку, а 1 сзади мелочь добирает. Когда первые 3 уходят далеко вперёд, то разворачиваются и идут на встречу четвёртому, также собирая мелочь. К обеду одну полосу проходим. Обед в поле. До кучи то картошки напечём, то кукурузу под ведром запечём, то арбузов на соседней бахче тиснем. Погода располагала. Вечером дискач, а до того и за грибами в лес успевали, а то и искупаться. В магазине в деревне около лагеря помнится тушонку из китятины покупали. Прикольная штука, только запашок специфичный.
Поскольку картошку мы собирали "слишком быстро", то вскорости автотранспорт за нами успевать перестал(вывозить) и поступила команда ссыпать всё это в бурты. Жалко было. Но что делать.
Короче картошку мы закончили собирать в срок. В какой? Вместе с окончанием площадей, закончилась хорошая погода. Резко похолодало, пошли дожди. И тут нам стали подавать грузовики для подбора картофеля из буртов. Это продолжалось около недели. До сих пор помню пронизывающий ветерс дождём, а то и снежной крошкой и бьющие по лицу кромки капюшона полиэтиленовой накидки. А потом нас эвакуировали, т.к. погода окончательно офигела, а картошка окончательно испортилась.
Вот где-то посередине процесса, когда ещё было тепло, в обеденное время мы, созерцая заходящие на посадку Тушки и Аны(а они прямо над нашими головами проходили на высоте 50-100м. Кто-то и прикололся(беззлобно, но как потом оказалось почти провидчески). "Вот бы какой из них на вынужденную на поле врюхался. Глядишь закончилась бы наша уборочная!" Поржали и забыли.
Прошло 2 недели с того момента, как нас вывезли с полей. Неделю нам дали на приведение себя в порядок и очухивание, потом началась учёба. Еду в институтпо Московскому шоссе(час от дома до института на троллейбусе), а навстречу пожарки и скорые, да в количестве. Сразу стало понятно, что что-то произошло. Потом поползли слухи. Про катастрофу то узнали все, а вот подробностей не было. А через месяц на ВВСе(это не вражий голос, а Введение в специальность - предмет такой у нас был) нам и рассказали, что и как случилось. Помню шоковое состояние от того какая трагедия и по какой причине произошла. И как-то вспомнилось пожелание про вынужденную и поле, а вот смешно уже не было... И что самое страшное, совсем чуть чуть им не хватило, чтобы обошлось. Вот прямо до деталей цифры не помню, но при касании одной стойкой шасси перегрузка на ней была 2.5 или 3.5 и стойка выдержала. А на вторую рычагом сработал весь вес самолёта и перегрузка была уже более 5.5 - стойка сломалась. Чуть меньше бы крен, могло и обойтись. Хотя. О чём это я? Побольше бы мозгов экипажу и трагедии не было бы в принципе.