Надо сказать, что символичность оригинальной трилогии Звёздных войн была выше всяких похвал. Силы Зла узнавались однозначно, навевали ужас и дрожь в коленках, а добро казалось таким хрупким и беззащитным перед подавляющей мощью Империи и Темной стороны.
Однако, на поверку, сама Империя была достаточно хрупка и беззащитна. Оказалось, что её можно победить всего одним ударом в самое сердце. Таким же - узнаваемым и крайне хрупким - был и основной истребитель, состоявший на вооружении Империи - звездный истребитель TIE/ln
Сегодня мы поговорим об этом примечательном во всех смыслах корабле и постараемся понять, почему он не попал в топ-5 самых крутых истребителей мира Звёздных войн.
Краткая история создания
Новый порядок Палпатина, пришедший на смену Республике был сильно милитаризованным государством. Большая часть имперских средств шла на обеспечение армии и флота. При этом финансирование таких строек, как Звезда смерти, было приоритетным, что, разумеется, значило урезание расходов на другие проекты.
Впрочем, без сильного флота Звезда смерти была бы крайне уязвима. Поэтому в большом количестве строились всё более и более мощные звездные разрушители. Что же касается более мелких кораблей, то на них денег оставалось все меньше и меньше. Требовалось компромиссное решение - дать флоту как можно больше дешёвых, но эффективных истребителей.
Тут взоры имперских военачальников пали на находившийся в годы войны клонов в производстве истребитель Эта-2 "Актис". Он был быстр, лёгок и достаточно хорошо вооружён для такой небольшой и дешёвой машины. Ключевой особенностью истребителя был двойной ионный двигатель, который давал достаточно много мощности при общей компактности.
При всех достоинствах, впрочем, двигатель этот имел существенный недостаток - даже при всех улучшениях, он не мог корректно работать с существующими системами гиперпривода, жизнеобеспечения и дефлекторных щитов.
Однако создатели истребителя решили превратить этот минус в плюс. Без указанных систем корабль становился ещё легче, проще и дешевле в производстве.
Характеристики истребителя
Что же все-таки умудрились впихнуть в истребитель Sienar Fleet Systems? Во-первых, двигательную установку. Ионный двигатель был неприхотлив и долговечен, не имел движущихся и высокотемпературных частей и выдавал достаточно высокую тягу. При этом на TIE/ln, в отличие от первых прототипов, питание двигателя и вооружения было реализовано от разных источников, благодаря чему тяга двигателя не страдала от стрельбы.
Вооружение, кстати, было относительно бедным, всего две лазерных пушки, которые, правда, отличались высокой мощностью. Очередь из двух-трех выстрелов могла легко уничтожить X-Wing, оснащённый и тяжёлой бронёй и дефлекторным щитом.
Мощность вооружения усугублялась и достаточно продвинутой системой наведения, которая без труда захватывала любые цели, начиная от самых мелких до самых крупных. Обзор у пилота, находящегося в полулежачем положении был невелик, что, впрочем, компенсировалось выведением изображения с внешних камер на линзы шлема пилота.
При этом, TIE-истребитель не обладал каким бы то ни было серьёзным уровнем защиты. Тонкая, практически толщиной с лист фольги броня, выдерживала лишь касательные попадания. Крылья же были самым уязвимым местом, при любом их повреждении истребитель терял стабилизацию и уходил вразнос.
Не было в корабле и системы жизнеобеспечения. Все, на что мог рассчитывать пилот - это жизнеобеспечение в собственном костюме. Зато на что не поскупились создатели, так это на катапультное кресло, хотя им имперские пилоты никогда почти и не пользовались, потому что не успевали.
На выходе был простой, дешёвый и массовый истребитель с отличной скоростью и маневренностью, неплохим вооружением, но со слабой защитой, отсутствующим комфортом пилота и, в итоге, не приспособленый к долгим рейдам.
Особенности боевого применения и обучения пилотов.
Возможность клепать TIE/ln огромными тиражами позволяла имперскому флоту не слишком-то заботиться о потерях и обучении профессиональных пилотов.
Типичным примером тактики подразделений, оснащённых TIE-истребителями, было сражение при Явине IV. Нападая большим числом, пилоты имперских истребителей рассеивали силы противника, после чего на каждый истребитель повстанцев на падало по 2-3 TIE/ln.
Однако, при грамотном противодействии и прикрытии противником своих кораблей, TIE-истребители уничтожали ещё на подходе. От этого уровень потерь в каждой битве был достаточно серьёзным.
Пилотов готовили с осознанием этих высоких потерь. Каждый пилот был обучен на манер камикадзе, который, при невозможности уничтожения противника корабельным оружием, уничтожал их самим кораблём.
Катапультным креслом, кстати, имперские пилоты пренебрегали сознательно. Имперский флот не подбирал потерпевших крушение пилотов и их участь была незавидна - космический холод и недостаток кислорода.
Пилоты были лишь винтиками в военной машине Империи и отношение к ним было соответствующим.
Итоги
Быстрый и маневренный, TIE-истребитель был очень технологичным и мог выпускаться огромными партиями. В дуэли 1 на 1 он серьёзно уступал X-крылу повстанцев, и в целом был менее универсальным. Однако такие дуэли были редкостью, и обычно имперские истребители нападали целыми эскадрильями от 6 до 12 машин.
Отсюда же и очень высокие потери истребителей в боях. В целом же оказалось, что TIE-истребитель был куда более приспособлен к полномасштабной тотальной войне, вроде войны с йужань-вонгами, но совершенно не готов к контр-партизанской борьбе.
А что вы думаете о TIE-истребителе? Делитесь вашим мнением в комментариях!