6,6K подписчиков

Ария с кашлем

295 прочитали

Когда со всех сторон идёт информация о новомодной вирусной инфекции, об ужасах пандемии и катастрофическом росте числа заболевших, очень трудно удержаться от соблазна ... чтобы тоже не написать на эту тему.

Итак, представляю Вашему вниманию трёх неизлечимо больных оперных героинь и одного героя, который сам виноват.

Мими

На основе романа французского писателя Анри Мюрже "Сцены из жизни богемы" были созданы две оперы с разной театральной судьбой.
"Богема"
Руджеро Леонкавалло практически сразу сошла со сцены и перестала ставиться даже в Италии. "Богема" Джаккомо Пуччини является одной из самых исполняемых опер в мире. Леонкавалло начал работать над своей оперой раньше, помимо музыки он писал и либретто. Пуччини об этом был прекрасно осведомлён, но вирус конкуренции его одолел и он пошёл на предательство друга, создав свой вариант.

В обеих версиях главная героиня - цветочница Мими - умирает в финале от туберкулёза. У Леонкавалло это происходит благородно и в слезах:

У Пуччини очень тихо, почти незаметно для зрителя и других героев, голос Мими просто обрывается вместе с музыкой. Когда же приходит осознание произошедшего, композитор рвёт душу слушателя на мелкие кусочки оркестровыми пассажами и выкриками Рудольфа.

Виолетта Валери

Следующая жертва палочки Коха - красавица-куртизанка из романа Александра Дюма-сына "Дама с камелиями", воплощённая в опере Джузеппе Верди "Травиата".

К началу заключительного акта состояние Виолетты сильно ухудшается, болезнь очевидно берёт своё. Интонации её арии, носящие молитвенно-исповедальный характер, способны заставить даже сердце дикого зверя истечь кровью:

Простите навеки, о счастье мечтанья ...
Я гибну, как роза, от бури дыханья ...
А сердце когда-то любило так нежно ...
И счастье казалось таким безмятежным!

Обратите внимание насколько выразителен ритм арии. Композитор, применяя акценты на слабых долях и длительные паузы, вызывает у слушателя стойкие ассоциации с затруднённым дыханием героини, с её физическим изнеможением. Смерть Виолетты в финале считаю одной из лучших трагедийных оперных развязок. Об этом на канале уже есть статья. Готовьте платочки перед прочтением.

Густав фон Ашенбах

Оперу "Смерть в Венеции" по новелле Томаса Манна английский композитор Бенджамин Бриттен сочинял будучи тяжело больным, опера стала его последним произведением.

Писатель Густав фон Ашенбах по определённым причинам решил подзадержаться в Венеции, несмотря на угрозу эпидемии коронавируса холеры. Собственно, это стоило ему жизни.

Подробнее о культурном феномене "Смерти в Венеции" читайте в отдельной публикации на канале. Платочки не нужны, вроде.

Хлоя

Болезнь героини фантасмагории французского писателя Бориса Виана "Пена дней" сразу определить трудно. По сути, это уже знакомый нам туберкулёз. Но у Виана не всё так просто. В своей грудной клетке Хлоя начинает ощущать чьё-то недоброе присутствие и, желая с ним совладать, время от времени кашляет. Доктор, осмотрев её, находит в лёгком водяную лилию. Он прописывает окружить девушку цветами, чтобы они засушили кувшинку. После операции по удалению лилии, она неожиданно появляется в другом лёгком. В конце концов Хлоя умирает.

Режиссёром Мишелем Гондри в 2013 году по мотивам романа был снят фильм. Оперу с одноимённым названием написал советский композитор Эдисон Васильевич Денисов.

Произведение было задумано Денисовым ещё в начале 70-х годов прошлого века, а закончено в 1981 году. Мировая премьера оперы состоялась в Пари­же, пять лет спустя.

В финале Мышь рассказывает об отчаянии мужа Хлои и просит Кота помочь ей умереть. Кот соглашается: "Положи мне голову в пасть и, если кто-то наступит мне на хвост, сработает условный рефлекс".
По улице с песней о Христе проходят слепые девочки из приюта Юлиана Заступника. Одна из них наступает Коту на хвост.

Традиционная несмешная байка в тему:

Мстислав Ростропович рассказал любопытный случай, который произошёл в годы его консерваторского обучения и дружбы с Сергеем Прокофьевым. Студенты композиторского факультета тогда увлекались творчеством Густава Малера и часто играли в классах его произведения на рояле.
Как-то Ростропович пришёл к Прокофьеву. Хозяин спросил с порога:
- Правда ли, что консерваторцы больны одной и той же болезнью?
- Какой? - встревожился гость.
-
Малерией! - последовал ответ.

Кхе-кхе-кхе-кхеее ... кхе-кхе-кхе-кхеее
Кхе-кхе-кхе-кхеее ... кхе-кхе-кхе-кхеее

Уважаемые читатели и авторы, чтобы не заболеть COVID-19, вам необходимо срочно сохранить себе постоянно пополняющийся каталог публикаций канала.