Вряд ли какие твари одновременно столь страшны и столь любимы многими читателями и зрителями, как вампиры. И мало чья популярность столь постоянна: все жанры, персонажи приходят и уходят, но вот про вампиров с начала 19 века чуть ли не каждое десятилетие есть какая-то известная книга, фильм, впоследствии и игра.
Но всегда есть какая-то классика, основатели, которых всегда помнят, и которые породили много приёмов. Здесь главные - три автора, три вампира. А после них назову бонусом ещё кое-кого важного.
Также все эти книги покажут, что эти ассоциирующиеся с благородной западной Европой существа исходят изначально из восточной, и это по сути самое популярное существо славянской мифологии.
Вампир
Да, у этого рассказа врача Джона Полидори такое простое название. Потому что он был первым. Первым, кто изобразил вампиров привычного нам образа - аристократичного, печально-упадочнического, а не просто как монстров из деревенских сташилок. Кто бы вы думали послужил ему прототипом? Его пациент, лорд Байрон. Тот самый, от которого пошли байронические герои, мода на сплин... Как видим, Печорин, главный русский байронический герой, не совсем случайно сравнивал себя с вампиром.
И Байрон здесь не просто прототип. Это он на одном дружеском вечере предложил всем написать страшный рассказ (так родился и знаменитый "Франкенштейн" Мери Шелли). Он и сам написал фрагмент рассказа, но чувствуя себя в прозе не в своей тарелке, отказался. И врач переработал идею.
Антигерой рассказа, лорд Рутвен, любит играться с жизнями и эмоциями других. На глазах у всех он может подать не тому нищему, который кроток и по истине страдает, но порочному, который сразу потратит деньги на выпивку. А чтобы поддерживать свои силы и оставаться бессмертным, он должен находить невинную юную девушку...
Где тут восточная Европа? А вампиризм лорда Рутвена идёт из Греции. Далёкой, бедной, экзотичной, находящейся под гнётом турков. Жизнь реального лорда Байрона тоже была связана с Грецией, но там он всё же проявлял себя как хороший человек: поддерживал греческих борцов за независимость. Но прототип и персонаж - всё же разные личности.
Кстати, лорд Рутвен стал расхожим персонажем задолго до Драколы. Про него писали другие авторы, как французский романтик Шарль Нодье. Даже была опера "Вампир".
Кармилла
Вампирши-лесбиянки. Звучит как трэшовый эротический фильм ужасов 70-х? Да, это была популярная тема в эксплуатационном кино. Но её корни неожиданно-старые. Из новеллы ирландского писателя Жозефа Шеридана Ле Фаню. Конечно, там тема порочной женской любви нечисти к невинной девушке подавалась аккуратно, намёками, и всё же по тем временам была смелой. Да и сейчас кое-что может показаться пикантным, хотя бы то что Кармилла полюбила Лору ещё когда она была маленькой, ужасно напугав её тогда.
Место действия - в тихом замке Австрии. Как раз на границе восточной и западной Европы. И антигероияня пользуется разными именами-анаграммами (да, Алукард отсюда): Миркалла, Кармилла... Милларка.
По нынешним временам новелла очень неспешная и аккуратная и может показаться скучной... Но не таков следующий образец.
Дракула
Да, куда же без самого известного вампира? И вполне заслуженно известного, потому что "Дракула" Брэма Стокера - это действительно увлекательная книга. Мрачные леса Румынии с запуганными суеверными крестьянами, волками и цыганами, замок с таинственными башнями и склепом, сумрачный Лондон, где к проверенным средствам вроде чеснока и осинового кола добавляются современные, практически детективные способы борьбы - выслеживания, подкупы, взломы... Много колоритных персонажей помимо графа, особенно доктор Ван Хелсинг, который в оригинале был вовсе не крутым охотником с арбалетом, но кем-то ещё интереснее, харизматичным врачом, знатоком и мастером как медицины, так и оккультизма, который своим умом и смелостью собирает всех вокруг себя, выслеживает вампира и наносит ему один решительный удар за другим. Что не так просто, потому что здешний вампир действительно могущественен - силён, ловок, способен превращаться в разных животных и в туман, повелевает волками, обладает зловещей телепатической связью с жертвами.
В отличие от Рутвена и Кармиллы, Дракула основан на реальной исторической фигуре. Жестокий господарь Валахии, пирующий у насаженных на кол и вбивающий гвозди в головы послам, отказавшимся снять головные уборы, со звучным именем "Сын Дракона" - как не сделать такого великим вампиром? Хотя конечно исторический Дракула был фигурой более неоднозначной, он всё же был и защитником своей страны, погибшем с турками в бою.
Упыри
И обещанный бонус. Самый важный русский автор, писавший о вампирах - это конечно же Алексей Константинович Толстой. У него было три новеллы на эту тему: Встреча через триста лет, Семья вурдалака и Упырь. Действие в них происходит соответственно в западной Европе, восточной Европе и в России. И последняя - пожалуй самая интересная. Она добавляет кое-что в вампирскую мифологию (например, как они приветствуют друг друга?). И предлагает мысль, что вампиры - изначально славянские персонажи, так что же мы благородничаем, называя их на западный манер, когда у нас есть своё слово - "упырь"? Не без определённой иронии вокруг этого слова.
Ну а что до современных произведений о вампирах - тут уж кому что по вкусу. Хотя отдельно стоит упомянуть ролевую систему "Маскарад", которая представляет максимально обширную и глубокую мифологию вампиров. А лично от себя я посоветую одну великолепную вещь не без хорошего понимания истоков и литературы.