Найти тему
Casus Belli

1942. Рейд Дулитла. "Чудовищно исполненный и опасный взлёт"

В 08.00 18 апреля 1942 г. (в Японии, как мы помним, было 19 апреля) авианосец "Хорнет" получил приказ подготовить B-25 к взлету. Сообщение Хэлси с “Энтерпрайза" Митчеру и Дулитлу гласило:

"Запускайте самолеты. Подполковнику Дулитлу и доблестным экипажам: удачи и благослови вас Господь."
-2

По расчетам японцев, авианосцы противника должны были поднять самолеты в воздух на рассвете 19 апреля (до сих пор все атаки береговых объектов с авианосцев любых воюющих стран производились на удалении не свыше 200 миль). Японским офицерам и в голову не приходило, что Дулитл планировал взлететь гораздо раньше, примерно в 400 милях от побережья Японии. Поэтому штаб 5-го флота, первым получивший радиограмму "Ниито Мару-23" об обнаружении кораблей противника, просто передал ее в штаб Объединенного флота, не отдав никаких распоряжений, – зачем суетиться, ведь американцам еще полсуток до выхода на боевую позицию?

Против ожидания, в штабе ОФ отреагировали мгновенно, приказав "Ввести в действие против флота Соединенных Штатов тактический вариант N3". Части 1-го и 2-го флотов вышли из Йокосуки и Хиросимы на поиск противника. Авианосные силы вице-адмирала Нагумо, находившиеся в Индийском океане, также направились к предполагаемому месту обнаружения кораблей Хэлси. В 06:30 в зону обнаружения американских кораблей вылетели базовые патрульные самолеты – бомбардировщики G4M Betty, но сектор поиска все еще бы слишком велик, чтобы надеяться на быстрое обнаружение американской эскадры.

G4M Betty
G4M Betty

Хотя японцам ничего не было известно о миссии Дулитла, они сопоставили полученные данные с радиоперехватом от 10 апреля, когда корабли Хэлси только покидали гавань. Авианосное соединение флота США 9 дней идет в режиме полного радиомолчания, приблизившись за это время к японской метрополии на расстояние дневного перехода. Не нужно было быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться о целях подобной экспедиции. Штаб Японского императорского флота незамедлительно поставил в известность командование сухопутных сил об угрозе нападения с воздуха. Командующий обороной метрополии генерал принц Хигасикуни отдал приказ о приведении в боевую готовность подразделений ПВО.

Принц Хигасикуни
Принц Хигасикуни

Волны время от времени окатывали верхнюю палубу. Штормовое море, ветер с порывами до 20 м/с, плотная облачность - погода была "тяжеловата" даже для опытных морских летчиков (что уж говорить о пилотах сухопутных B-25, ни разу в жизни не взлетавших с авианосца).

225-кг фугасные бомбы
225-кг фугасные бомбы

Шли лихорадочные приготовления к боевому вылету. Техники подвешивали бомбы, снимали их с предохранителей, заправляли патронные ящики; освобождали самолеты от удерживающих перетяжек. Чтобы обеспечить старт тяжелых бомбардировщиков, "Хорнет" развернулся против ветра и лег на курс 310 градусов, разогнавшись до 22 узлов. Поскольку из-за преждевременного старта маршрут полета сильно удлинялся, моряки в авральном порядке снаряжали самолеты аварийным запасом топлива – пустые учебные бомбы стали импровизированными 25-литровыми канистрами. Штурманы уточняли координаты и погоду по курсу.

-6

Полет на предельную дальность превращал задание в лотерею. Внезапно появлялось множество факторов, от которых зависело, хватит ли после бомбометания самолетам горючего до Китая, или нет: скорость и направление ветра, стабильность работы моторов, момент сброса бомб, наличие осадков и т.д. Кроме того, бомбить цели придется при свете дня, а не в полной темноте, что делало встречу с истребителями ПВО практически неизбежной, – значит, нужен резерв топлива на воздушный бой.

-7

Но пока важнее всего было найти цель. В качестве ориентира экипажи использовали маяк Инубоcаки. Если бы расстояние до Инубоcаки составило 550 миль, то шанс приземлиться на заранее определенных площадках был. Если бы дистанция составила 650 миль, то до Юйшаня дотянуть не получалось даже теоретически. Фактически в 8:20 утра американское соединение находилось примерно в 620 милях к востоку от Инубоcаки.

Услышав от метеорологов прогноз, экипажи осознали, что до промежуточных аэродромов доберутся не все: синоптики обещали встречный ветер до 50 км/ч, на борьбу с которым уйдет прорва горючего.

B-25 прогревает двигатели
B-25 прогревает двигатели

В 08:15 бомбардировщики, выстроенные на палубе в две колонны, начали прогрев двигателей. Первым в 08:20 без происшествий взлетел экипаж Дулитла. В этот момент оперативное соединение TF-16 находилось в точке с координатами 35°43' северной широты и 153°25' восточной долготы.

Море штормило, порывы ветра достигали 75 км/ч. "Хорнет" сильно качало. Выпуск самолетов занял целый час, последняя машина взлетела лишь в 09:21. Один из B-25 разбегался со стабилизатором, отклоненным в крайнее заднее положение, из-за чего самолет чуть не сорвался в штопор сразу после отрыва от палубы: летчику пришлось с огромным риском набирать скорость у самой поверхности воды. Большинство B-25 после взлета балансировало на высоте 30 метров, лишь несколько самых опытных пилотов красиво и быстро набрали высоту.

К удивлению Митчера, назвавшего взлет в исполнении сухопутных летчиков "чудовищным по технике и просто опасным", происшествий не было.

Бомбардировщики собрались в звенья и взяли курс на запад...

1. «Рейд возмездия» на Токио

2. Подготовка операции

3. TF-16 идет к берегам Японии

4. Преждевременное начало

5. В прицеле - Токио

6. "Нэшвилл" берет реванш

7. Что было после рейда

8. Итоги

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.