Скандинавский эко-фэнтези детектив
Для создания этого сериала объединились сразу несколько скандинавских стран - и Норвегия, и Швеция, и Финляндия. Скинулись деньгами, получилось около 9 млн. евро. На эту, более чем приличную для европейского сериала сумму замутили вполне приличный сериал с особым национальным колоритом.
Начинается все по классическим стандартам: Ева Торнблад, живет в Стокгольме и служит переговорщиком в полиции. Семь лет назад, когда она со своей дочерью Йозефин гостила у отца на малой родине, городке Сильверхейде, загадочным образом девочка пропала. Поиски не дали никакого результата, не нашли ни девочку, ни ее тело, поэтому сочли утонувшей и дело закрыли.
И вот, несколько лет спустя Еву снова призывают в родные края, и по весьма печальному поводу - отец покончил с собой, ей нужно прибыть что бы организовать похороны, продать дом и разобраться с его пакетом акций в местном деревообрабатывающем предприятии.
С ее визитом совпадает еще одно происшествие - прямо с игровой площадки бесследно пропал мальчик, внук члена совета директоров того же деревообрабатывающего завода, акционером которого был отец Евы.
На помощь местной полиции в расследовании похищения ребенка из Стокгольма присылают опытного следователя Йорана Васса. Но Ева уверена, что новое похищение напрямую связано с исчезновением ее дочери, и начинает свое расследование.
С этого места вполне стандартный детективный сценарий превращается в нечто невообразимое. К полицейскому расследованию добавляются элементы триллера и фентези на базе угрозы экологической безопасности региона. В городе продолжают пропадать дети, происходит ряд странных и жестоких убийств. А главной героине предстоит узнать что местные леса населены загадочными существами, и не только леса - некоторые из существ научились жить среди людей, и ее семья давно была связана со всем этим. Всплывают древние семейные тайны, обнаруживаются бастарды претендующие на богатое наследство; дети и взрослые, зараженные странным лесным паразитом, вскрываются постыдные грехи из прошлого, тщательно и удачно скрывавшиеся в крохотном городке, где все знают друг друга в лицо.
Три следователя как лебедь, рак и щука - вроде бы вместе работая над одним делом преследуют разные цели. Еву волнует только ее пропавшая дочь, столичный Васс тоже совершает не совсем понятные до поры-до времени телодвижения, и только местный сыщик Том бескорыстно делает свою работу.
Один из самых колоритных персонажей - местная баба-яга. На первый взгляд старенькая бродяжка с шикарной копной седых кудрей, которая постоянно появляется в различных местах города и окрестностей с тележкой из супермаркета, набитой барахлом. Но на самом деле - настоящая ведьма, которая разговаривает с вОронами, может вылечить даже от смерти, выращивает водяных и единственный посредник между горожанами и живыми лесами Сильверхейда.
В сериале множество персонажей и сюжетных веток, пугающий неясностью своих мотивов антагонист, совершенно неожиданные повороты и непредсказуемый финал. Сериал очень похож по тональности на "Твин пикс", "Секретные материалы" и "Очень странные дела" вместе взятые.
Потрясающие виды природы. Даже очень скупые и не сложные спецэффекты для такого фильма с элементами мистики смотрятся вполне уместно. Потому что с таким антуражем, как сумрачный в любое время суток густой лес, нужная атмосфера создается сама собой. А вместо сложной компьютерной графики вполне досточно подпустить в кадр тумана и показать загадочный силуэт за зарослями папоротников.
Подводя итог - первый сезон отличный, и посмотреть его стОит, он способен удивить даже самого искушенного сериалофага.
А вот второй сезон, на мой взгляд, оказался гораздо слабее.
Во-первых действие в нем происходит в Стокгольме, только изредка подключая Сильверхейд. Соответственно, этот сезон получился очень урбанистический и лишен той привлекательности и загадочности, которую ему придавали натурные съемки северной природы. Кроме того, он чисто визуально более темный, и еще более нуарный по духу, чем первый.
После истории в Сильверхейде, Ева возвращается домой, и в который раз пытается наладить свою жизнь. Но в ходе одного из расследований она выясняет, что преступление опять связано с загадочными "иными", и вынуждена скрывать от непосвященных шефа и коллег истинную суть дела. Положиться она может только на коллегу из первого сезона - Васса, который тоже в курсе того, как неоднозначно устроен этот мир. Но их творческий тандем вызывает множество подозрений и у коллег из полиции, и у кураторов Васса, и у их общего друга Тома Аренссона.
Вообще, во второй сезон перекочевали почти все оставшиеся в живых персонажи из первого сезона, и их истории будут раскрыты более полно.
Но главная сюжетная линия связана опять же с исчезновениями детей, теперь из родильных отделений. Это расследование переплетается с очередными тайнами семьи Торнблад, только теперь по материнской линии, и снова приводит всех героев туда откуда все началось - в Сильверхейд.
Снова одним из главных действующих лиц является Том Аренссон. Объективно хороший актер, приятный, но совершенно не скандинавской внешности. Я долго мучилась, кого же он мне напоминает, в конце концов поняла!
Напоследок еще о минусах "Сильверхейда", да и вообще скандинавского нуара - лично меня слегка напрягает нарочитая серьезность и полное отсутствие юмора. Я все понимаю, пропавшие дети и кучи трупов, но нельзя же постоянно только нагнетать.
Тем, кто привык смотреть кино между делом - тоже смотреть будет сложновато. Большой процент времени герои ходят по сумрачным локациям с грустными лицами под тревожную музыку, подмечая какие -то существенно важные для сюжета моменты. В слух их проговаривают мало и скупо. Так что нужно постоянно смотреть в экран, иначе спустя 2-3 сцены начинаешь терять суть происходящего.
Ну а в самом конце хочу добавить еще один очень большой и жирный плюс. Заглавная песня обоих сезонов сериала, очень красивая, и очень подходящая.