Приветствую Вас на своем канале, уважаемый читатель. Занимаясь анализом всех тех материалов, которые уже скопились по итогам аттестационного эксперимента на основе материалов ЕФОМ, нахожу очень удивительные вещи, которые не просто удивляют. Они можно сказать ошеломляют и оглушают
Наслушавшись очень много разных мнений по поводу новых аттестационных процедур и понимая, что в лучшем случае процедуру эту ещё быть может отложат на некоторое время, а в худшем, так это уже наступит в обязательном порядке в 2021 году, решила внимательно посмотреть все аналитические итоговые материалы по результатам тех предметов, по которым проводился эксперимент. Для начала это были математика, русский язык и литература. Как только проведу полный и объективный анализ того, что написано по итогам процедуры, так обязательно напишу нейтральные статьи по этому поводу. А пока обращает на себя внимание первичная информация следующего характера
Всех, кто принимал участие в этой процедуре условно поделили на три категории. Первые, это те, кто относительно хорошо справились со всеми предложенными заданиями, вторые справились примерно на половину, то есть по среднему. А третьи выполнили заданий в целом меньше половины. Не буду здесь приводить никаких конкретных цифр, это совершенно не имеет отношения к делу, пока, по крайней мере. Напомню лишь, что все задания были чисто предметного характера, предметно – методического и оценочного (найти ошибку в работе ученика и предложить, как её исправить). Все эти аналитические материалы есть в Интернет. Если у кого либо есть желание, то это можно всё посмотреть самим, кто ведёт эти предметы
С предметными заданиями в целом оказалось всё понятно. Там были некоторые нюансы и в принципе всё легко поправимо, учитывая то, что самостоятельно можно проверять себя хоть каждый день. Задания оценочного характера для многих оказались не выполнимыми в целом. Оценки работ учащихся и анализ допущенных ошибок детьми вызвал множество проблем и ошибок, но всё равно, это было меньше, чем проблем с заданиями предметно – методического характера. Именно задания предметно - методического характера стали самыми проблемными абсолютно для всех категорий педагогов, даже для тех, кто в целом набрал более всего баллов. Методика эта полностью касалась структуры урока, к примеру, урока усвоения нового материала, составления плана урока и всё в подобном роде
Почему меня лично это очень сильно взволновало. Я уже упоминала о том, что последние 15 лет напрямую была связана с системой повышения квалификации педагогов. Так вот, примерно лет так 7-8 назад педагоги приходившие на обучение с гордостью сообщали о том, что они давно уже не делают такие дремучие вещи, как планов уроков, а делают, так называемые технологические карты уроков, причём это тоже дело сугубо добровольное и в основном делается только при аттестации учителя
Вот и приплыли, что называется. Поставить на один уровень понятие план урока и технологическая карта, это чья-то глубочайшая ошибка и заблуждение. Сторонники разработки технологических карт уроков всегда с гордостью вещали, что это дело сугубо добровольное. Что касается планов уроков, во все времена и в любой системе это считалось профессиональным умением каждого педагога, а именно, уметь набрасывать план или план - конспект любого урока. Причём, информации, что этот документ стал вдруг необязательным никто и никогда нигде не упоминал
И сейчас вдруг выясняется, что это стало проблемой практически всех педагогов. Кто-то неточности допустил, а кто-то просто не смог этого сделать вообще. Поэтому сегодня мне хотелось бы кратко рассказать заинтересованным педагогам как с этим вопросом всегда и везде справляться без проблем. Я уже не раз в своих статьях упоминала про то, что само понятие урок это очень жёстко заданная поэтапно – временная структура, которая перед собой ставит всегда реализацию триединой образовательной цели: обучающую, воспитывающую и развивающую. В зависимости от того, какой Вы урок запланировали выдать, это и будет в первую очередь отражено в плане урока, с акцентом на временные промежутки предполагаемых этапов урока
Пока все работали с комбинированными уроками, общий набросок плана урока был примерно такой:
1. Вводная часть (актуализация) – 5 минут
2. Освоение нового материала – 15 минут
3. Проверка домашнего задания – 10 минут
4. Закрепление нового материала – 5 минут
5. Подведение итогов урока – 5 минут
6. Домашнее задание и его анализ – 5 минут
Вот собственно говоря и всё, что касается плана комбинированного урока. Здесь при желании можно поменять местами пункты № 2 и 3, но от перемены мест слагаемых сумма не меняется
Когда речь идёт про освоение любой учебной темы, состоящей, к примеру из 12 часов, то тогда, как правило, уроки № 1 и 2, это уроки освоения нового материала. Уроки № 3 – 11 это комбинированные уроки, но сюда могут входить уроки – практикумы или уроки решения задач. Заключительный урок-контроль, это урок под № 12. Так примерно выглядит любая учебная тема по любому предмету с позиции структуры реализуемых уроков. В итоге всегда получаем уроки 3-х видов, это уроки получения новых знаний, уроки комбинированные и урок – контроль. Здесь нужно понимать, что слово комбинированный, как бы его не любили новаторы от образования упоминается не от того, что он должен быть обязательно комбинированным. А от того, что нет этому слову адекватной замены
Сейчас, когда мы говорим про инновационные подходы в учебном процессе, считается, что обязательным пунктом в плане урока является рефлексия. Думаю, что сегодня каждый учитель знает, что это такое. Так вот можно, к примеру, между пунктами № 4 и 5 вставить такой пункт как рефлексия. В зависимости от типа урока он может занимать от 2-х до 5-ти минут
Если говорить про краткий план урока, то это собственно говоря всё. Цель его составления всегда одинакова. Необходимо видеть, как педагог распределяет время урока, чтобы добиться самим же поставленных целей, в первую очередь обучающих. Если необходимо оформить план урока по всем правилам, там будет ещё очень много дополнительной информации
Про план – конспект речь ведут исключительно там, где внутреннему проверяющему необходимо определить, насколько объективно педагог подобрал объём учебного материала или запланировал отработку учебных умений или навыков. В этом случае просят сделать полную развёртку плана – конспекта урока. Так вот в демоверсиях встречаются задания, где нужно составить планы уроков для двух классов в одной параллели. Причём один класс очень сильный, а другой слабый
Я уже писала в одной из своих статей, что сегодня исключительно удачной технологией для проведения любого урока является технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Именно эта обучающая технология позволяет продемонстрировать максимальную активность обучающихся, не зависимо от формата урока. Это может быть, как урок усвоения нового материала, так и подобие традиционного урока, но состоящего из 3-х крупных этапов
Ещё как-то ранее я вела речь про индивидуальную педагогическую систему учителя. Речь не шла о том, чтобы это была какая либо экзотическая модель, позволяющая занимать призовые места в конкурсах профессионального мастерства, хотя и это становится постепенно неотъемлемым элементом нашей жизни. Речь шла исключительно о том, что опытный педагог всегда работает в единообразной системе подготовки и выдаче уроков. У него всё всегда чётко распланировано по отношению к каждой учебной теме, что, как и когда изучать, закреплять и проверять. Он знает все подводные камни в каждой учебной теме. По крайней мере, освоение предметных ЗУН в комплексе именно таким способом можно гарантировать усвоенными на все 100 процентов. Здесь речь пока не идёт отдельно про УУД, но про них уже и так было много сказано и ещё не раз будет упоминаться впредь. СПАСИБО. Продолжение следует
Напишите, пожалуйста, в отзывах, насколько близка вам эта тематика
Выкладывайте фото. Спасибо!
Спасибо за лайк! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ