Найти тему
Андрей Сегеда

Хорошая книга. "Волоколамское шоссе"

"Волоколамское шоссе". Фрагмент обложки
"Волоколамское шоссе". Фрагмент обложки

В Израиле эту книгу читают генштабисты. Че Гевара всегда носил её в полевой сумке. Фидель Кастро также высоко ценил «Волоколамское шоссе». Офицеры немецкой и финской армий имели эту повесть в списке рекомендаций для чтения. Коммунисты Китая также обязаны прочесть её в списке обязательной литературы… Почему?

Потому, что журналист и писатель Александр Бек сумел удивительно выпукло показать в ней правду войны. С её страхом и болью. С её любовью к жизни и боевым братством. С её ответственностью за судьбы близких, оставшихся за спиной.

«– А понимаете ли вы, что такое внутренняя борьба, что такое совесть? …Вы не знаете, как дерутся, борются эти два чувства: страх и совесть. Самые свирепые звери не способны так жестоко биться, как эти два чувства. Вам известна совесть труженика, совесть мужа, но вы не знаете совести солдата. …

Боец наступает вместе с ротой, в него бьют из пулемётов, рядом падают товарищи, а он ползёт и ползёт. Проходит час – шестьдесят минут. В минуте шестьдесят секунд, и каждую секунду его могут сто раз убить. А он ползёт. Это совесть солдата!», – рассказывал Александр Бек устами своего протагониста – Героя Советского Союза, гвардии старшего лейтенанта БауыржанаМомыш-Улы.

Александр Бек вступил в войну добровольцем как раз перед Битвой за Москву. Вместе с советской армией он прошёл все поля сражений до самого Берлина. За это время ему не раз доводилось бывать и в генеральских штабах, но гораздо чаще военкора видели в окопах на переднем крае. В месте, где каждую минуту прерывается чья-то жизнь.

Для Александра Альфредовича всегда было характерно не картонно-героическое, а весьма реалистичное, глубинное представление о бойце. Он не только сам понимал, что творится в душе воина, но и умел простыми точными словами донести это до читателя. А это ещё более ценно!

Мне довелось прочесть за свою жизнь несколько тысяч книг. Хороших и плохих, толстых и тонких, талантливых и пустых. Среди них наберётся пара сотен книг о войне. И «Волоколамское шоссе» - это лучшая из них.

Если бы Александр Бек был не художником слова, а художником кисти с таким же талантом, то Айвазовский, Шишкин, Поленов и Васнецов поклонились бы ему в пояс. По крайней мере, я считаю именно так!

«– Враг идет убить и тебя и меня, – продолжал я. – Я учу тебя, я требую: убей его, сумей убить, потому что и я хочу жить. И каждый из нас велит тебе, каждый приказывает: убей – мы хотим жить! И ты требуешь от товарища – обязан требовать, если действительно хочешь жить, – убей!

Родина – это ты. Родина – это мы, наши семьи, наши матери, наши жены и дети. Родина – это наш народ. Может быть, тебя все-таки настигнет пуля, но сначала убей! Истреби, сколько сможешь! Этим сохранишь в живых его, и его, и его (я указывал пальцем на бойцов) – товарищей по окопу и винтовке!

Я, ваш командир, хочу исполнить веление наших жен и матерей, веление нашего народа. Хочу вести в бой не умирать, а жить! Понятно?», – мотивировал своих бойцов главный герой романа.

Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!

Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!