Мы беседуем с Леонидом Млечиным, известным писателем, журналистом, телеведущим. Говорим мы о позициях России в мировой геополитике.
· В первой части нашего интервью мы говорили об отношениях России и Запада. С Востоком же дела обстоят иначе? У России всегда индивидуальные отношение с каждой из стран востока. Не сложилось единого Восточного Мира, или у России здесь политика другая?
- Что понимать под Востоком? Есть Ближний Востока и есть Дальний. На Ближнем Востоке было много стран, которые в СССР считали союзниками, и в них вкачивались огромные деньги. Потом большинство из них, начиная с Египта, повернулись к нам спиной. Дальний Восток? С Японией в ХХ веке дважды воевали. Одна из двух Корей долгое время считалась врагом...
Ключевая держава современного Востока - это Китай.
В 1949 году Советский Союз признал новую власть во главе с вождем коммунистической партии Мао Цзэдуном.
А уже в 1959 году отношения с Пекином стали враждебными. В 1969 году на острове Даманский советские и китайские солдаты стреляли друг в друга, мы оказались на грани большой войны. В 1979 году Китай атаковал соседний Вьетнам, и в этот вооруженный конфликт едва не вовлекся Советский Союз...
Так что дело не в географии.
· Возвращаясь к российской политике. Как Вы считаете, почему Россия традиционно проигрывает информационную войну в Западом? И в прошлые века Россия - дикий варвар, в советское время - дикий варвар с атомной бомбой, сейчас…. Почему мы не можем вести на равных информационное противостояние?
- Государства вообще не очень любят друг друга. Сколько столетий враждовали Англия и Франция, Франция и Германия... Как презрительно относились друг к другу англичане, французы и немцы! Что только они друг другу ни приписывали! Но прошло время, и эти государства, преодолев прежнюю вражду, сумели объединить свои усилия для создания современной Европы.
Все зависит от того, какую политику проводит та или иная страна. В перестроечные и пост-перестроечные годы не помню, чтобы существовало это информационное противостояние.
При Горбачеве холодная война прекратилась, и все исчезло, как наваждение, – страх войны, враг у ворот... Впервые за многие десятилетия пришло ощущение безопасности. Столько лет вооружались до зубов, а страх войны и ощущение незащищенности только росли. А тут выяснилось, что безопасность зависит не от военных арсеналов, что холодная война не является неизбежностью, что это не порождение вечных геополитических конфликтов. Холодная война возникает в наших головах, и потому может прекратиться так же легко, как и началась.
А последнее время мы рассматриваем Запад как врага. Многие наши средства массовой информации не стесняются в выражениях, когда речь идет об Америке или Европе. И ожидаем в ответ комплименты?
- Удел России - всегда быть одиночкой с союзниками в виде армии и флота, или есть пути формирования некоего пула союзников? Речь идет вовсе не о «Русском мире», а о некоем аналоге коллективного разума «Запада».
- В обеих мировых войнах ХХ столетия наша страна вовсе не была одинока! Вместе с нами сражались ведущие страны Европы и Америки.
В первую мировую Россия вступила в составе Антанты (Entente cordiale) - "Сердечное согласие", так называлось заключенное в 1904 году соглашение между Францией и Англией. Через три года к ним присоединилась Россия. А уже в годы и другие страны, в том числе и Соединенные Штаты.
И когда нацисты напали на нашу страну, Великобритания и Соединенные Штаты сражались вместе с нами против общего врага. 3 июля 1941 года Сталин, выступая по радио, произнес слова, прежде немыслимые:
"В этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки".
Что ж, в данном случае можно прислушаться и к товарищу Сталину. Уж если он осознал, на кого Россия может рассчитывать в трудные времена!..
Так что борьбе за правое дело мы без союзников не оставались.
- Изменит ли нынешней кризис коронавируса мировую политику? В чем Вы можете прогнозировать изменения?
- Нет специалистов по будущему, есть только по прошлому... Всё еще только начинается. Можно предположить, что пандемия может привести к снижению лидерства США. Причина проста: президент Трамп отрекся от той роли, которую играли президенты США в каждом предыдущем глобальном кризисе. Президенты Джордж Буш-младший и Барак Обама возглавили международные усилия в борьбе с финансовым кризисом 2008 года; они инициировали энергичные меры в борьбе против эпидемий СПИДа и Эболы. Выиграет от этого, похоже, Китай, который демонстративно предлагает помощь всему миру. Си Цзиньпин намерен стать новым мировым лидером. Не уверен, что это должно нас радовать....
И стремление к изоляции - понятное и правильное во время эпидемии - только усилит ультранационалистические настроения, которые и до вируса пышно расцвели во всем мире. История показывает, к чему ведет вирулентный национализм. Я недавно написал об этом книгу - "Третья мировая. Можно ли ее остановить?"
- Спасибо Вам за интервью, Леонид Михайлович.
Начало нашей беседы можно прочесть здесь.