Давайте вспомним, давно ли вам в делах, которых вы мастер давали советы люди, которые в этой области совершенно не разбираются? И говорили они с таким видом, будто знают больше вашего.
Или давайте вспомним критиков, кричащих с подушек дивана, что кругом все дураки и только они все знают и только они могут все исправить, например ситуацию в стране. Так же престарелые бабушки, которые со всеми благими намерениями дают советы, полностью уверенные в своей правоте, хотя выросли в совершенно другое время и в другой стране и их установки зачастую непригодны для современной жизни.
Примеры можно перечислять сколько хватит фантазии, но что бы окончательно понять такое явление, я приведу пример из жизни. Он утрирован и наиболее красочно все проиллюстрирует.
Одна второклассница решала домашнее задание с дедушкой. Дедушка был учителем математики, физики и директором школы. Им попался пример, где нужно было от трех отнять четыре. Девочка говорила, что будет ноль, но дедушка исправил ее и сказал, что получится минус один. На что школьница возмутилась и ответила - "не может быть минус один, такого не бывает, мы не проходили.
- Пиши минус один - покажешь учителю, что знаешь больше нужного, - настаивал на своем дедушка.
- Не буду писать, не может быть минус один - получится ноль!
Какого же было удивление школьницы, когда на уроке выяснилось, что правильный ответ - минус один.
Люди вырастают, становятся умней, но уверенность в том, что они знают больше остальных и что все остальные дураки остается. В чем причина этой странности? Ученые проводили эксперименты, что бы дать ответ на этот вопрос.
Исследователи Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер группе подопытных предложили решить тесты на проверку грамматики, логического мышления и так далее. А затем предложили оценить уровень своих знаний. Как оказалось те, кто высоко оценил уровень своих знаний - тесты завалили. А те, кто скромно оценил уровень своих знаний - тесты решили хорошо.
Ученые сделали следующие выводы:
- Чем ниже у человека компетентность в том лили ином вопросе, тем выше он склонен переоценивать свои знания.
- Компетентные люди склонны недооценивать свои возможности. Это объяснялось тем, что если компетентному человеку задача казалась простой, то он считал, что она так же проста и для других людей.
После Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер продолжили эксперимент и участникам позволили сравнить свои результаты с результатами остальных участников. Затем их попросили снова оценить уровень своих знаний.
Компетентные люди сравнили результаты и поняли, что они знают больше, чем остальные участники и признали, что знаю больше, чем думали.
А люди с низкими результатами свою самооценку оставили прежней. Они не могли признать, что другие участники лучше их.
Все как и в жизни. Мало, кто искренне признает правоту собеседника. Скорее, так и будет настаивать на своем. Люди делают все, что бы проигнорировать информацию, указывающую на их некомпетентность.
Что бы закрепить результаты исследований Даннинг и Крюгер провели еще один эксперимент. На стрельбище они опрашивали стрелков о безопасности огнестрельного оружия. Вывод повторился, те, кто хуже ответил на вопросы - переоценивали свои знания. А кто лучше - занижал.
Итог один, - когда невежда будет уверять вас в том, что вы не правы в вопросах той области, в которой вы профи помните, что существует такое когнитивное искажение названное эффектом Даннинга-Крюгера.