Найти тему
Жизнь.

Почему мы все знаем, а все остальные нет

Давайте вспомним, давно ли вам в делах, которых вы мастер давали советы люди, которые в этой области совершенно не разбираются? И говорили они с таким видом, будто знают больше вашего.

Или давайте вспомним критиков, кричащих с подушек дивана, что кругом все дураки и только они все знают и только они могут все исправить, например ситуацию в стране. Так же престарелые бабушки, которые со всеми благими намерениями дают советы, полностью уверенные в своей правоте, хотя выросли в совершенно другое время и в другой стране и их установки зачастую непригодны для современной жизни.

Примеры можно перечислять сколько хватит фантазии, но что бы окончательно понять такое явление, я приведу пример из жизни. Он утрирован и наиболее красочно все проиллюстрирует.

Одна второклассница решала домашнее задание с дедушкой. Дедушка был учителем математики, физики и директором школы. Им попался пример, где нужно было от трех отнять четыре. Девочка говорила, что будет ноль, но дедушка исправил ее и сказал, что получится минус один. На что школьница возмутилась и ответила - "не может быть минус один, такого не бывает, мы не проходили.

- Пиши минус один - покажешь учителю, что знаешь больше нужного, - настаивал на своем дедушка.

- Не буду писать, не может быть минус один - получится ноль!

Какого же было удивление школьницы, когда на уроке выяснилось, что правильный ответ - минус один.

Люди вырастают, становятся умней, но уверенность в том, что они знают больше остальных и что все остальные дураки остается. В чем причина этой странности? Ученые проводили эксперименты, что бы дать ответ на этот вопрос.

Исследователи Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер группе подопытных предложили решить тесты на проверку грамматики, логического мышления и так далее. А затем предложили оценить уровень своих знаний. Как оказалось те, кто высоко оценил уровень своих знаний - тесты завалили. А те, кто скромно оценил уровень своих знаний - тесты решили хорошо.

Ученые сделали следующие выводы:

  1. Чем ниже у человека компетентность в том лили ином вопросе, тем выше он склонен переоценивать свои знания.
  2. Компетентные люди склонны недооценивать свои возможности. Это объяснялось тем, что если компетентному человеку задача казалась простой, то он считал, что она так же проста и для других людей.
-2

После Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер продолжили эксперимент и участникам позволили сравнить свои результаты с результатами остальных участников. Затем их попросили снова оценить уровень своих знаний.

Компетентные люди сравнили результаты и поняли, что они знают больше, чем остальные участники и признали, что знаю больше, чем думали.

А люди с низкими результатами свою самооценку оставили прежней. Они не могли признать, что другие участники лучше их.

Все как и в жизни. Мало, кто искренне признает правоту собеседника. Скорее, так и будет настаивать на своем. Люди делают все, что бы проигнорировать информацию, указывающую на их некомпетентность.

Что бы закрепить результаты исследований Даннинг и Крюгер провели еще один эксперимент. На стрельбище они опрашивали стрелков о безопасности огнестрельного оружия. Вывод повторился, те, кто хуже ответил на вопросы - переоценивали свои знания. А кто лучше - занижал.

Итог один, - когда невежда будет уверять вас в том, что вы не правы в вопросах той области, в которой вы профи помните, что существует такое когнитивное искажение названное эффектом Даннинга-Крюгера.