Бытует мнение, что в древности женщина рассматривалась лишь как продолжательница рода или инструмент для наслаждений. Именно средневековье представило наиболее развернутую и аргументированную концепцию женского несовершенства, но вместе с тем содержала и ростки другого, нового отношения к женщине.
Наивно полагать, что эпоха средневековья осталась лишь в романтических произведениях и фресках на соборах. Её наследие можно увидеть не только в произведениях искусства и фольклоре, но и в частной жизни человека. Средневековая культура - важная часть в формировании современных представлений, в том числе о женщине и женской природе. Изучив экономический, юридический и социальный статус средневековой женщины удастся понять и положение женщины в сегодняшнем мире.
Влияние христианства на образ женщины
Развитие представлений о женщине имеет древнюю историю. Важнейшими идейными источниками, повлиявшими на взгляды на женщину были патриархатная традиция и христианское учение.
На протяжении тысячелетий в культуре формировались образы и идеалы в которых женщина представлялась как менее совершенное, чем мужчина. Патриархатная традиция берет своё начало ещё в древнее время и по сей день оказывает сильное влияние на человечество.
Другая, более значимая идеологическая составляющая, которая определила средневековое отношение к женщине — это христианская доктрина. В средневековой культуре авторитет Священного Писания и трудов раннехристианских писателей был огромен.
Касаясь общей оценки отношения к женщине христианской доктрины, необходимо подчеркнуть его двойственность и противоречивость. С одной стороны, по сравнению с античными представлениями происходит определенная апология женской природы — не случайно среди приверженцев раннего христианства было так много женщин. Но в то же время во многих аспектах христианство способствовало усилению женоненавистничества, мизогинии.
Отсюда в нашу жизнь пришли два женских образа-антипода, которые до сих пор играют важнейшую роль в отношении к женщине, — виновница грехопадения Ева и добродетельная мать Христа Мария. Эта двойственность достаточно отображает противоречивость статуса женщины в средневековом обществе.
В творчестве святых отцов преобладала точка зрения, согласно которой женщина по природе — слабая, несовершенная. И даже те, кто защищал женщину-Еву, делали это обычно исходя из тезиса о ее слабости. Адам виновен, поскольку он сильнее и ответственнее.
Взгляды церковных авторов XII — XIV веков часто базировались на учениях древнегреческого философа Аристотеля, идеи которого сыграли особую роль в развитии патриархатной традиции в средневековье.
Аристотель касается вопроса о специфике женской природы во многих работах, в первую очередь в трактате "О рождении животных". Женское и мужское начала, по Аристотелю, принципиально различны по своему предназначению. Первое отождествляется с телесным, с бесформенной материей, второе — с духовным, с идеей, с формой. Поэтому женщина по сравнению с мужчиной — некое незавершенное творение, незавершенный мужчина
Лишь в XIV—XVI веках в центр культурного облика Европы приходит гуманистическая идеология, важной составляющей которой было учение о человеке. Гуманисты реабилитировали человека, но, когда они начинали говорить о женщине, тон их высказываний оставался все равно несколько средневековым.
Средневековые воззрения на женщин с властью
Приобщение широких слоёв населения к политической жизни стало характерной особенностью позднего Средневековья, отличающего его от раннего. При этом на ряду с вопросом о приверженности власти или оппозиционности, стояла и мысль о способности женщины к управлению.
Впервые этот вопрос был поставлен Аристотелем в "Политике" и решался средневековыми интеллектуалами не однозначно. Нередко рассуждения происходили в контексте споров об идеальном правителе, которые были популярны у мыслителей той эпохи. В трактатах обсуждались добродетели, подобающие правителю, и давались подробные рекомендации, как воспитать достойного государя. Идеальный правитель должен быть мудрым, справедливым, воздержанным, решительным.
Качества, необходимые для управления, очевидно, дисгармонировали с характеристиками, которые средневековая мысль атрибутировала женщине, — невоздержанностью, неразумностью, болтливостью; женщина пристрастна, а потому не способна принимать мудрые, взвешенные, справедливые решения. Следовательно, она изначально рождена не повелевать, а подчиняться. Не случайно в средневековом каноне женских добродетелей одна из главных — послушание. Об этом, следуя за Аристотелем, писал и Фома Аквинский.
В то же время средневековые интеллектуалы не могли не признавать то что женщина способна быть умелым и самостоятельным правителем государства, монастыря или дома. Эта позиция находила отражение в оценке деятельности отдельных ярких личностей: принцесс, королев, императриц. Так, тот же Боккаччо в работе "О знаменитых женщинах" хвалит за "необычайную отвагу, силу характера и ум", выдающиеся государственные способности великих цариц древности — Семирамиду, Дидону.
Данное противоречие находило объяснение. Средневековая мысль полагала, что женщины, известные своими достижениями, преодолевали несовершенную женскую природу, как бы уподоблялись мужчине. Однако, способность эффективно управлять, опираясь на исключительно женские качества не признавалась. Никаких позитивных особенностей женского начала в процессе управления никто не видел.
Основная причина утверждений о непригодности женщины властвовать связана с тем, что признать ее способность к управлению означало согласиться с возможностью руководить мужчинами. А это невозможно для патриархатной культуры по определению.
Поэтому второй принципиальный вопрос в проблеме "женщина и власть", а именно: может ли женщина управлять своим мужем? — дискуссий не вызывал. Идея безусловного главенства мужа не подвергалась сомнению (хотя постоянное обращение авторов к этому требованию свидетельствует, скорее, о том, что в реальной жизни оно соблюдалось далеко не всегда).
И все-таки была сфера — сфера приватная, в которой ценность женского управления признавалась. В трактатах об управлении домом подчеркивается необходимость женского влияния для достойной организации семейной жизни. Женщину воспринимали как заступницу за домашних — детей, домочадцев, слуг. Она спасала их от гнева главы дома, являясь как бы посредницей между хозяином и остальными членами дома, представляя их интересы перед хозяином.
Роль женщин в политической жизни средневековья
Несмотря на уже рассмотренные представления об идеале правителя и формальным ограничениям участия женщин в органах публичной власти, в реальности влияние женщин на политику ощущалось на всем протяжении средневековой истории. Прежде всего это подтверждается примерами множества королев
Царица делила с супругом сам статус царской личности, данным обусловливались ее права, привилегии и прямые обязанности. К ней относились с уважением и как к супруге короля, и как к маме наследника престола.
В трактате монаха-доминиканца Сессолиса "Утешение игрой в шахматы" (1325) описываются обязанности и права сословий; Сессолис прибегает к аллегории: главные действующие лица его произведения — шахматные фигуры. Единственной женщине, королеве, он придает огромное значение, поскольку ее действия связаны с монаршими обязанностями и привилегиями. Королева имеет право проходить впереди ладей и слонов (соответственно королевских судей и чиновников). Как и шахматная фигура, мудрая королева не вступает в мелкие сражения и остается в безопасности внутри крепости, что служит лучшим утешением королю. Королева должна быть добродетельной, осмотрительной и благоразумной, уметь хранить тайны, заботиться об образовании детей.
Конечно, в подавляющем большинстве случаев роль реальных королев во всех средневековых европейских государствах была столь незначительной, что их даже не упоминают в хрониках. И все же иные монархини приобретали весомую власть в государстве и играли заметную роль в управлении им. Прочно закреплены образы таких средневековых персонажей, как Беатриче - возлюбленной Данте, или Жанны д'Арк - отважной Орлеанской Девы.
Однако, какими бы не были стремления и возможности женщины, она все равно оставалась тем, кем была призвана в обществе, которое не могло ей дать иного места, кроме супруги или куртизанки. Есть и некая несправедливость, ведь добившиеся успеха в государственного управлении, все женщины лишь сопоставляются с мужчинами в своей смелости, решительности и мужественности.