Найти тему
Социальный гуманитарий

К 1 апреля – о доме дypaка в Москве. Почему стильный дом Морозова так назывался?

После сталинских высоток, Дома Пашкова и некоторых других дом на Воздвиженке – один из самых приятных глазу. В наши дни туристы охотно запечатлеваются на его фоне, а вот в годы после его возведения его называли домом дypaка.

Статья написана по материалам исторических сайтов и периодики, например газеты «Аргументы и факты».
Авторское фото на фоне особняка Морозова.
Авторское фото на фоне особняка Морозова.

Арсений Абрамович Морозов происходил из семьи старообрядцев, лeгeндapной династии купцов Морозовых. Хоть и считался он потомственным пoчeтным гражданином, но ни бизнесом, ни меценатством, как его братья, не занимался.

Как и герой Пушкина, «имел одной он думы власть, одну, но пламенную страсть»: путешествия по разным странам.

В каком-то из своих странствий он и сошелся с необычным архитектором. Виктор Александрович Мазырин был дворянин и чудак.

В конце XIX в. он занимался постройкой российских павильонов для всемирных выставок в Париже и Антверпене, принимал участие в московской Среднеазиатской выставке…

Вот там-то эти два товарища и сошлись. Оба они были не совсем обычно, каждый – в своем роде:

  • Морозов любил странствовать и привозить новые впечатления отовсюду, хотя восхищался всем как дилетант;
  • Мазырин обожал все загадочное, романтичное, таинственное, мистическое и эзотерическое. Даже уверял друзей, что в прошлом воплощении его душа жила в теле древнего египтянина, ни больше ни меньше – строившего египетские пирамиды.

И вот нашли эти двое общий язык. И решили сотворить общее дело, да так, чтобы было красиво: дом построить.

А Мазырин, надо сказать, тоже любил путешествовать и, как истинный художник и архитектор, привозил отовсюду рисунки местных достопримечательностей. Так по миру и ездил с альбомом.

И вот начали они с Морозовым решать: как дом-то построить? Причем место выбрали не абы какое, а под стать купцу из богатой семьи – почти в самом центре столицы, в паре шагов от Кремля.

Вот архитектор и спрашивает заказчика: что, какой стиль будем возводить?

А Морозов, надо сказать, за границей-то красотами восхищался, но все больше хватал по верхам, особыми знаниями себя не загружая. И точный вопрос архитектора его смутил: «А что, стили – они что, разные бывают?»

Ну Мазырин начал ему рассказывать: дескать, и классика есть, и вот мавританский стиль весьма изящен, и модерн в моду входит.

А богач ему и отвечает залихватски, как с плеча рубит: «А давай строй ВСЁ!»

Впрочем, чтобы напитаться более конкретными идеями, эта парочка еще в совместное турне в Европу съездила. И вот, когда остановились они в Португалии, то посоветовали им побывать в красивом древнем городке Синтра.

Я бывала там пару лет назад, заявляю со всей ответственностью: город, действительно, красивый. Не даром главный его дворец называется Пена: и впрямь, похоже на пену морскую.

Фото автора этого поста из Синтры.
Фото автора этого поста из Синтры.

Дворец Пена. Фото автора этого поста.
Дворец Пена. Фото автора этого поста.

Причем этот португальский дворцовый комплекс отвечал и разбросанности Морозова: тут тоже понамешано много разных стилей, от мавританского до готики.

Словом, архитектурный «прототип» был нашими странствующими зодчим и промышленником-заказчиком выбран.

В здании Арсения Морозова и внешний вид напоминает восточные мотивы, и внутри каждая комната выполнена в разных стилях – та же готика плюс ампир, пышное барокко и проч. Впрочем, строгие критики относительно этого особняка всюду добавляют «псевдо»: псевдомавританский, псевдоготика.

Такое критичное отношение пошло уже со времен постройки этого особняка. Причем острословили как специалисты, разбиравшиеся в архитектуре, так и простые люди, далекие от искусства.

Лев Толстой осмеял его в «Воскресенье» – хоть и косвенно.

О нем даже эпиграммы сочиняли (об этом рассказывает самый известный москвовед – дядя Гиляй, Владимир Гиляровский).

Высмеивали как само здание, компилирующее разные стили, так и проводившиеся в нем светские рауты.

Собственные братцы Арсения, которые, вместо постройки напыщенных зданий, занимались промышленностью и благотворительностью, отнеслись к особняку скептично. А мать Морозова, по словам очевидцев, выразилась яснее всех: дескать, раньше ей одной было понятно, что ее сын – дypaк, а отныне об этом вся столица будет в курсе.

Однако давайте вспомним, что многие архитектурные новинки поначалу воспринимались в штыки. Так было с Эйфелевой башней, по поводу которой не острословил в свое время только ленивый, а сейчас она является символом как города, так и страны.

В этом отношении (псевдо)мавританский особняк на Воздвиженке – тоже перевертыш: при жизни его создателей (автора идеи и заказчика Морозова + архитектора Мазырина) его называли «дом дypaка», а в наше время его считают одной из самых прелестных достопримечательностей Москвы.

Вот такая интересная история... Еще об одном интересном историческом здании в Москве читайте мой пост "«Медведи в икре»: реальная вечеринка, которую Булгаков описал как бал в «Мастере и Маргарите»".