Все знатоки и любители смешанных единоборств и современных видов борьбы знают, что такое подножки и подсечки. Именно эти технические элементы являются визитной карточкой национальной грузинской борьбы – «Чидаоба» («ჭიდაობა» — борьба).
Традиционная грузинская борьба, которую с конца XIX в. и до 40-х гг. XX в. в русскоязычной печати называли «кавказской борьбой на чохах» или «грузинской борьбой».
Техника чидаобы существенно обогатила технику советской школы вольной борьбы и советской борьбы самбо. Благодаря успехам грузинских дзюдоистов на международных аренах ей заинтересовались даже японцы. В 1980-х гг. в Токио была создана ассоциация грузинской борьбы чидаоба, которую возглавил известный в прошлом дзюдоист, четырехкратный чемпион мира Сейдзо Фудзи. В те же годы определенный интерес к грузинской борьбе проявляли известный бельгийский дзюдоист, победитель Московской олимпиады 1980 г. Робер ван дер Валле и англичанин Гордон. Интерес столь известных персон был вызван, прежде всего, оригинальной техникой работы ногами (подножки, подсечки, зацепы). Олимпийский чемпион по дзюдо Шота Чочишвили говорил, что «борец, хорошо владеющий грузинской борьбой чидаоба, уже на девяносто процентов дзюдоист».
Как и у ряда других народов Кавказа (например, чеченцев и ингушей), предысторией традиционной грузинской борьбы, согласно преданиям, является поединок их далекого предка со зверем. Интересно, что еще пару столетий назад название современной грузинской борьбы имело именно такое значение. Согласно лексикону Сулхан-Саба Орбелиани (XVII в.) слово чидеба или чидаоба означает «схватка человека со зверем или зверя со зверем», в то время как «борьба двух мужчин» именовалась словом ркена. Если говорить аллегориями, то грузины подчеркивают, что борьбу им подарила сама природа.
В основном варианте чидаобы, который был преимущественно распространен среди крестьянства Восточной и Южной Грузии, а с конца XIX – начала ХХ в. получил повсеместное развитие и стал известен за пределами Грузии как грузинская борьба или чидаоба, поединок выглядит следующим образом.
Борцы мочидаве или, как говорили несколько столетий назад, мочидари (моркинали) выходят на специальную площадку сачидао одетыми в сшитые из крепкого материала куртки (чоха) с засученными рукавами, либо без рукавов. Многие из борцов прошлого считали необходимым бороться босиком, так как, по их твердому убеждению, только так «тогда и земля помогает», а кроме того «лучше своя нога чувствует ногу соперника».
В чидаобе схватка ведется в высокой открытой стойке, поскольку «сгибаться в защитной низкой стойке по неписаным правилам грузинской борьбы – недостойно мужчины». Кроме того, правилами запрещается производить захваты ниже пояса, атаковать упавшего на колени и повернувшегося спиной, что оговорено в своеобразном кодексе борцовской этики: «Не бьют, не атакуют и упавшего на колени. Как можно? Ведь противник и так уже оказался в позе, недостойной мужчины, и не для него, а для тебя унизительно воспользоваться его неудачей или слабостью. Надо ждать, когда он встанет»