Иногда бывают досадные недоразумения такого типа: фильмы, ставшие безоговорочной классикой, прошли мимо тебя. Ты мог слышать их название, знать даже цитаты, но смотреть - нет. Чем дольше затягиваешь, тем сложнее и вроде уже как бы не комильфо смотреть их. Приходится делать вид, что "знал, но забыл".
Примерно такая история была и у меня с фильмом Николая Лебедева и Эрнеста Ясана "В моей смерти прошу винить Клаву К."
По нынешним меркам фильм выглядит рафинированным, отдает тоской по несбывшемуся настоящему, а по сути это пособие для влюбленных, любящих и любимых. Чего стоят только образы родителей в фильме: поначалу такие неумелые интеллигенты Лавровы и практически оторванная от жизни Вера Сергеевна, мама Клавы. (говорить о том, насколько прекрасна была Любовь Полищук, излишне). Казалось бы, нам демонстрируют противоположность родительских типажей, однако это обманчивое впечатление. Все они - прекрасный пример того, как можно безгранично любить своих детей и при этом не замечать их проблем.
За 1 час и 10 минут фильм режиссеры сумели показать то, отсутствием чего грешит большинство современных лент: развитие героев. Мы видим причины, движение, изменения в абсолютно ненавязчивой форме. Сюжет развивается по законам жанра, герои, сначала такие картонные, наполняются и оживают. Даже финал фильма нельзя назвать ни хэппи-эндом, ни трагичным, ни жизненным. Он больше философский. Заставляет задуматься зрителя, кого в любви мы любим больше - себя или не себя? И не будут ли все последующие отношения всего лишь попыткой вернуть первую любовь?
С развитием героев происходит и наша постоянная смена симпатий. В детском саду мы почти не любим Клаву-ребенка, потому что взрослым взглядом понимаем, какой она вырастет. И она вырастает все-таки не совсем такой, хотя можно в какой-то момент сказать: "Я же говорил!". Девочка, умеющая устроиться в жизни, заботящаяся только о своих интересах. И мальчик, который так и идет за ней из детского сада то ли по привычке, то ли по большой детской любви, то ли не от большого ума. Кажется, итог заранее известен. Но нас заставляют вспомнить известную истину: любовь меняет человека.
И, конечно, цитата. Но не самая употребительная, растиражированная. Думается, многим она покажется близкой.
Всё могло быть иначе… Ты всё время дарил мне себя, а Лаврик подарил мне меня, понимаешь?
А как вам этот не самый упоминаемый фильм? Стоит ли винить Клаву К.?
Любите себя, своих близких, фильмы и Клаву К. Подписывайтесь на канал и комментируйте ✍️
Обзоры в тему:
"Гордость и предубеждение": голливудская романтика против британской правды