Но за родную страну, мы можем дать и по лицу!
Председатель колхоза потряс перед лицом завгара конвертом с гербовой печатью, показал надпись - вскрыть такого -то числа (через пять дней), во столько-то и грозно сказал:
- Пять машин с будками для перевозки людей, с укомплектованными ЗИПами, в исправной виде должны быть готовы и не старше четырёхлетнего возраста! Учения по мобилизации будут в области проводить. Вот, что написано в этом конверте.
- Но у меня всего две бортовые машины. В самосвалах же нельзя народ возить! А младше пяти годков только молоковоз и техничка Газ-52!
- Пять дней тебе, соображай сам, но что бы все сделал, у обкома партии на контроле это дело. А то, как говорится, «загремим под фанфары!».
Пришёл Николай в диспетчерскую, позвонил знакомому прапорщику в военкомат. Тот сказал:
- У самосвалов отсоединяй подъёмные цилиндры, крепи кузов к раме на стремянки и пойдёт, можешь ставить будки. Нет новых, давай старые, но чтобы месяц отбегали надёжно!
Так и сделали. Даже снимать цилиндры не стали, а только отсоединили их от кузова и закрепили, чтобы они не гремели. По паре машин загоняли на пилораму, где у прораба была его строительная база, и возле столярки плотники начали, по габаритам кузовов, изготавливать будки для перевозки личного состава.
Николаю некогда было там торчать, забот в гараже хватало. Набегами проверял. Как идёт дело, тем более Пред тоже каждую планёрку с подготовки к этим учениям начинал.
Труднее всего было доукомплектовать ЗИПы недостающими запчастями и инструментом. А список, что там должно было обязательно иметься, был солидный. Трамблёр, бегунок, комплект свечей, высоковольтные провода, топливный насос, реле , катушка зажигания, камера и поехало, и поехало. Практически в каждом комплекте не было половины от необходимого, а ЗИП должен быть на каждую машину.
Завгар сам часто залазил в кладовку, где хранился этот неприкосновенный запас и что-нибудь забирал, чтобы запустить очередную сломавшуюся машину, а потом дополнял, но чаще нет. Только с канистрами, тяжелыми из стали, всё было в порядке, давно в ходу были лёгкие алюминиевые, а эти ещё с войны, наверное, остались. Сколько машин, кроме этих пяти с будками, ещё могут привлечь к сборам ни кто не знал.
Решил из всех ЗИПов собрать пять полностью комплектных, а остальные как успеет, хотя знал, что не успеть столько дефицитов за пять дней найти.
Колхозный фельдшер притащила бинтов, иода , жгутов и ещё всякой медицинской припарки для доукомплектования аптечек.
Пока завгар всеми этими делами занимался на территорию въехали первые две машины с будками.
Николай увидел и за голову схватился! Ну плотники! Ну домостроители! Привыкли дома строить! Что с них взять!
В кузовах стояли маленькие домики с окошечками из рам, со двухскатной высокой крышей, из которой торчала печная труба ( устанавливать печки- буржуйки было требование РВК) с искрогасителем. А с кормы, где дверь для выхода, было чуть ли не крыльцо с поручнями, чтобы заходить и выходить удобно было. Внутри были скамейки и обитый листовым металлом угол, где стояла маленькая печь ( тут всё правильно).
Времени на переделку уже не было. Ну посмешим мир, подумалось Николаю!
В изготовление двух последних будок, успели внести изменения, их сделали с плоскими, чуть покатыми крышами, окошечки уже без рам и поменьше, а вместо крыльца просто металлическую выдвижную лестницу сварили.
Собрались у Преда в кабинете. Николай доложил о технической готовности пяти машин:
-Проверены, заправлены, смазаны, укомплектованы. Шофера готовы, обо всём предупреждены, всем до 35 лет!
За пять часов до указанного времени вскрыли пакет. В нём было чётко, по военному, написано - в 3:00 по полуночи прибыть в пункт сбора в пригороде областного центра в количестве пяти машин, оборудованных для перевозки личного состава съёмным с жёсткими стенами и крышей навесом.
- Завгар едет за старшего. При себе иметь тёплые вещи и продуктов на день.
В 0:00 двинули в ночь с полными баками, с запасами тех масел, инструмента. С домами в кузовах! Даже дрова в будки положили для «буржуек».
По дороге то и дело догоняли небольшие колонны машин и чем ближе к месту сбора, тем их становилось всё больше и в конце концов по шоссе уже двигалась сплошная колонна.
Свернули с асфальта и немного проехав колонна остановилась. Потом двигались рывками, видно где-то впереди работал пропускной пункт. Наконец уперлись в полосатый шлагбаум. Николай соскочил с подножки и подошел к столу, за которым под освещением фары сидел офицер в шинели и записывал: с какой организации, сколько машин, по номерам и маркам, прибыло и потом запускал очередную партию.
Заехали в полной темноте на какое то большое поле, кроме автомобильных фар ни какого освещения не было. Военнослужащие в белых касках и со светящимися жезлами расставляли машины в бесконечную шеренгу и заставляли сразу гасить фары, находиться возле своих машин.
На улице в марте ещё холодно, поэтому многие машины работали и от колонны поднимался огромный столб выхлопа от работающих моторов, словно был огромный пожар, какая уж тут маскировка.
Николай с тремя шоферами забился в одну кабину и смотрели за всем происходящим, двое в своих машинах улеглись спать.
Потом позвали старших колонн. В большом здании набилось полно народа, где всем объяснили, что проводятся мобилизационные учения с привлечением гражданского транспорта и всем надо подойти в столам, где написаны названия их организаций и зарегистрироваться. Николай нашёл столик , где в длинном списки красовалось название его колхоза и, отстояв очередь отдал анкету, в которой было указано все о его прибывших машинах: марка, пробег, год выпуска, кто водитель, его возраст, как укомплектована, для чего снаряжена и т. п. Присвоили номер его команде, выдав ему жетон с номером.
Потом долго ничего не происходило и все постепенно набились в кинозал, в котором шёл боевик про американских пограничников на мексиканской границе (напомню это был ещё Советский Союз и клуб воинской части).
Николай понял, что время прибытия было у всех разное. Сосед сказал, что он смотрит уже третий фильм и приехали они ещё вечером, а народ всё подходил и подъезжал! Потом фильм резко прервали и начали выкликать номера команд на выход.
Жаль, не удалось досмотреть поймает ли героический американский погранец жестокую банду мексиканских контрабандистов.
Вышли на улицу. Приморозило. Уже светало. Построили старших, довели разнарядку. Николаю предписывалось оставить две машины, остальные могут убыть к месту постоянной дислокации.
Оставил двух холостяков, на бортовых машинах, которые не так сильно были задействованы в предстоящей посевной, с остальными двинул в родной колхоз. Служба закончилась, как раз к началу рабочего дня успеваем!
Действо впечатлило! Организовать независимые самостоятельные гражданские организации, разного профиля и функционала в заданный день и час прибыть за несколько сот километров, ночью на пункт сбора - это о чём-то говорило!
Когда выезжали, уже появилось мартовское солнце и было видно почти всё огромное поле заставленное волнистыми рядами техники. Здесь были и самосвалы, и краны, и тягачи с автоприцепами, машины, имеющие далеко невоенный назначение. Николай увидел даже бодренький ГАЗ-51 с будкой, рядом с тентованным КАМАЗом 6*6 - тогда новинка). Их домики в кузовах привлекали всеобщее внимание, но военная приёмка претензий не имела. Сказала только фразу: - «Деревянное зотчество». Свое предназначение они могли выполнять.
Подъезжая к центральной усадьбе в нос ударил противный запах. Слева к дороге текла какая-то бурая жидкость. Когда въехали на территорию гаража всё стало ясно.
По середине стояла ассенизаторская машина с мятой «схлопнувшейся» бочкой. Так бывает, когда атмосферное давление, при неправильной эксплуатации вакуумной установки, плющит бочку в смятку. Возле неё крутился главный инженер и водитель.
- Так, вот и поспал! - вслух сказал завгар, водителю.
Отремонтировали неожиданно быстро. По обратному методу. Качнули в бочку воздух компрессором, она и с оглушительным взрывом снова надулась, даже стала чуть больше, чем была. Для усиления наварили на неё кольца из уголка. Бочка стала на откормленного ежа похожа.
Но пока суть да дело, кто только и как не называл завгара и его подопечных, приходя кто в респираторах, кто в медицинских масках. Весь поселок дышал тем, что вываливает в канализацию. Что поделать — плата за удобство!
Пришлось намедни испытать пожарку. которую приобрели в городе у пожарников, упросили их не списывать старенькую машину. Обучили водителя на курсах пожарников. Теперь он отвечал за две машины АС и ПОЖ с доплатой.
Загорелся на окраине сарай. Водитель жил рядом с гаражом и быстро примчался. У пожарки был свой тёплый бокс. Завел и даже с сиреной, попер. Цивилизация, всё по настоящему, всё по взрослому!
Подъехал, подсоединил рукав к муфте и кричит одному из зевак:
-Поддай газку!
Ну тот и поддал! Ноги нашего пожарника оторвались от земли, его положило на бок и начало возить по разливающейся воде. Мощная струя била куда угодно, но только не на разгорающийся пожар. Брандспойт выпускать было опасно, заживи он своей жизнью, неизвестно кому по голове прилетит! Всех добровольцев и зевак, обкатив водой, а некоторых, уронив в образовавшуюся грязь, нашему пожарнику удалось подняться, только когда кончилась вода.
Положение спас подъехавший трактор с бочкой и насосом. Хорошо, что не разобрали предыдущую самодельную «пожарную установку», с неё то и затушили пожар!
Но постепенно учились всему. Применяли голландские технологии выращивания картофеля, завозили дорогостоящий породистый скот. Угольные кочегарки заменяли на газовые. Получали новую землеобрабатывающую технику.
Кто бы знал, что через пяток лет все это будет напрасно!
Или нет!