Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Как возник атеистический миф, что христианство ставило под сомнение наличие души у женщины

Есть популярное заблуждение, которое я встречаю на атеистических каналах. Будто в христианстве был собор, на котором поднимали вопрос о том, является ли женщина человеком, и есть ли у женщин душа?

Более того, этот миф я слышал в стенах университета из уст преподавателя. Настолько силен этот миф. Но как можно подумать, что в христианстве было время, когда обсуждали наличие души у женщины?

Ведь есть Мария Богородица, много других святых женщин. Разве могло бездушное и нечеловеческое существо родить Иисуса Христа с точки зрения христианской церкви? Конечно нет, это ведь полностью искажает учение христианства.

Так откуда пошел этот миф?

"Дева Мария в молитве" Сассоферрато, 1650 год
"Дева Мария в молитве" Сассоферрато, 1650 год

Всему "виной" Второй Маконский собор, который прошел в 585 году на территории Франкского государства. Это обычный поместный собор, подобных было очень много в те времена.

Собрали его ради обсуждения дел насущных: как систему пожертвований установить, как нужно взаимодействовать церкви со светскими властями (очень актуальный вопрос). Церковь тогда хотела оформить порядок давления на светские суды, чтобы те не обвиняли вдов и сирот как захотят. После зашли разговоры о женщинах, потому что были неприятные инциденты контактов монахов с красотками из таверн.

-3

Вдруг какой-то епископ спросил: а можно ли женщину назвать человеком? Об этом отмечает историк и католический святой 6 века Григорий Турский в монументальной работе "История франков":

На этом же соборе поднялся кто-то из епископов и сказал, что нельзя называть женщину человеком. Однако после того как он получил от епископов разъяснение, он успокоился. Ибо священное писание Ветхого завета это поясняет: вначале, где речь шла о сотворении богом человека, сказано: «...мужчину и женщину сотворил их, и нарек им имя Адам», что значит — «человек, сделанный из земли», называя так и женщину и мужчину; таким образом, он обоих назвал человеком.
Статуя Григория Турского в Париже
Статуя Григория Турского в Париже

Можно подумать, что один из епископов действительно усомнился в человечности женщин. Но это была лишь лингвистическая проблема, а не антропологическая. Слово "человек" (homo) имеет мужской род. Следовательно, возник закономерный вопрос: применимо ли слово homo, как слово мужского рода, к женщине? Ответ был положительный.

Выходит, что в христианстве не было сомнений считать женщину человеком, это лишь антихристианская байка.

Еще существует легенда, что на этом соборе обсуждали вопрос о наличии души у женщин. Это очередной антикатолический миф, который появился в период Нового времени. Энциклопедист и просветитель Пьер Бейль популяризировал этот миф, так как был ярым критиком Библии и католицизма.

Пьер Бейль. Раньше не умели проводить источниковедческую критику правильно.
Пьер Бейль. Раньше не умели проводить источниковедческую критику правильно.

-6