Рак - это многофакторное заболевание, не последнюю роль в его развитии играет загрязнение окружающей среды, неправильное питание, недостаточная физическая активность, подрывающие здоровье вредные привычки и стрессы.
Как показали исследования зарубежных ученых, сильный эмоциональный стресс увеличивает восприимчивость организма к заболеваниям, а хронический стресс приводит к подавлению иммунной системы, что в свою очередь еще больше повышает восприимчивость организма к заболеваниям и особенно – к раку. Было выяснено, что эмоциональный стресс не только подавляет иммунную систему, но и приводит к гормональным нарушениям. Эти нарушения могут способствовать появлению атипичных клеток как раз в тот момент, когда организм наименее способен с ними бороться. Изучением таких тесных взаимосвязей между нашими переживаниями и их влиянием на иммунную и гормональную системы занимается такое молодое направление в науке как нейропсихоиммуноэндокринология.
Важным фактором является то, что уровень эмоционального стресса, вызванного внешними событиями, зависит от того, как человек эти события интерпретирует и переживает. Некоторые люди вопреки прогнозам, не смотря на силу и продолжительность стрессового воздействия, не заболевают, это заставляет нас обратить внимание на индивидуальные способы совладания со стрессами. Получается, что способ реагирования и совладания со стрессом может снижать воздействие стресса на организм или наоборот усиливать его.
Выяснилось, что заболевшие раком чаще выбирают пассивные способы совладания со стрессами. Они легко сдаются, относятся к трудным жизненным ситуациям с чувством полной безнадежности, не видя в них выхода, тем самым «застревают» на проблемах и не ищут способов их продуктивного преодоления. Для таких людей также характерна привычка подавлять свои эмоции, что приводит к росту внутреннего напряжения, когда энергия отрицательных эмоций не используется для решения проблем, а становится фактором саморазрушения человека. На память приходит притча о двух лягушках попавших в кринки со сливками – активная, оптимистичная лягушка взбила сливки в масло и выпрыгнула, а пассивная, пессимистичная – утонула. Иными словами, безвыходность ситуации заключается не в отсутствии выхода, а в том, что мы его не видим, зациклившись на негативных эмоциях – тревоге, страхе, подавленности или гневе.
Таким образом, мы сами определяем значение происходящих в нашей жизни событий. Человек, выбирающий позицию жертвы, влияет на свою жизнь тем, что придает повышенное значение таким событиям, которые подтверждают безнадежность его положения. Каждый из нас сам выбирает, хотя и не всегда осознанно, как реагировать на то или иное событие. Что во многом зависит от тех жизненных правил, которые мы сами когда-то выработали и которые указывают на допустимые способы выхода из стрессовой ситуации. У потенциальных больных раком часто отмечается отсутствие гибкости систем установок, правил поведения, стереотипность реагирования. Не видя возможности изменить правила своего поведения, такой человек чувствует свою беспомощность и неразрешимость создавшейся ситуации. В свою очередь, отказавшись от попыток решения проблем, человек теряет гибкость, способность изменяться и развиваться, попадая в замкнутый круг выученной беспомощности.
Данную стереотипность, негибкость можно проиллюстрировать общеизвестным примером о том, как человек пытается пробить стену лбом. Понятно, что стена крепче лба и эффективнее было бы использовать инструмент более адекватный, а может быть и не нужно пробивать стену и проще было бы перекинуть через нее веревочную лестницу, если стена невысока, или обойти, если стена не слишком протяженная, или прорыть подкоп, если нет возможности реализовать другие способы. Может так получиться, что вам, по сути, вообще не нужно эту стену преодолевать, т.к. вовсе не ваша это цель и тут более логичным будет повернуться и шагать в другом направлении.
Онкологические пациенты нуждаются не только во врачебной помощи, но и в психологической, как дополнительной к традиционным схемам лечения. Психолог или психотерапевт может помочь человеку наладить контакт со своим организмом, сосредоточиться на своих истинных потребностях и желаниях, осознать деструктивные стереотипы в своем мышлении, эмоциях и поведении, расширить смысловую сферу, находя новые стимулы для жизни.
Работа психолога или психотерапевта, работающего с онкологическими больными, должна быть направлена на поддержание у пациента желания жить. Совместными усилиями с пациентом нужно найти такую деятельность, которая имеет подлинный смысл и будет стимулировать жизненную силу. Для Дарьи Донцовой и Давида Серван-Шрейбера успешно справившихся с раком такой деятельностью стало написание книг.
Первый шаг психотерапевтического вспоможения заключается в проработке «кровоточащих» травм прошлого, отравляющих взгляд человека на действительность. Второй шаг – это обучение пациента умению принимать и поддерживать состояние внутреннего спокойствия и, таким образом, контролировать стресс, помогая процессу исцеления. В достижении второго шага прекрасно помогают различные методы релаксации, медитации и визуализации.
Очень хороший эффект оказывают группы самоподдержки онкологических пациентов – когда они имеют возможность обсуждать свои страхи, свое одиночество, свои желания и способы противостояния болезни, делиться друг с другом самыми сокровенными мыслями. Через поддержку происходит принятие своих обид, открывается путь к положительным эмоциям, к удовлетворенности от совместного проживания каждого момента жизни. Таким образом, энергия, которая тратится на удержание отрицательных эмоция внутри высвобождается и используется на борьбу тела с заболеванием. Что повышает не только качество жизни пациентов, но сопротивляемость их организмов и увеличивает общую продолжительность жизни, что нашло подтверждение в зарубежных исследованиях.
Супруги Саймонтоны, комплексно занимающиеся проблемами онкобольных в течение нескольких десятилетий, в своих исследованиях выделили несколько психологических этапов, выводящих человека из кризиса к здоровью.
Во-первых, когда человек сталкивается лицом к лицу со смертельным заболеванием, у него появляется мощный стимул пересмотреть свои деструктивные жизненные установки и модели поведения. В данном контексте заболевание играет положительную роль катализатора положительных изменений.
Во-вторых, оказывается, что многие противоречия, казавшиеся до этого неразрешимыми, таковыми перед лицом смерти не являются. А пересмотрев свои убеждения и начав вести себя по-новому, человек видит, что мир не рухнул и он сам не перестал быть самим собой. Тем самым, человек обретает большую свободу действий и возможность использовать новые жизненные ресурсы.
В свою очередь, поскольку ум, эмоции и тело являются звеньями одной системы, усилившееся желание жить, положительно влияет не только на эмоциональное состояние пациента, но и на физиологические процессы в его организме.
Кроме того, человек, успешно преодолевший заболевание обретает духовные силы, положительное представление о себе, веру в свою способность влиять на собственную жизнь. И можно с уверенностью сказать, что он становится мудрее, сильнее, у него в положительную сторону меняется отношение к жизни, он перестает быть жертвой, становясь активным творцом своей новой жизни, т.е. в своем развитии продвигается значительно вперед. Вот уж поистине яркая иллюстрация афоризма Фридриха Ницше: «то, что нас не убивает, делает нас сильнее».
В каждом человеке столкнувшимся с таким серьезным заболеванием как рак, идет борьба похожая на борьбу двух волков. Первый волк – это смерть, болезнь, упадничество, депрессия, обида, страх, одиночество. Второй волк – это жизнь, здоровье, надежда, гармония, мир, любовь, поддержка. Побеждает тот волк, которого человек больше кормит.
Помните, что ваша жизнь в ваших руках!
Анастасия Британова ,
медицинский психолог диспансерного отделения
КУ ХМАО - Югры «Ханты-Мансийский клинический
психоневрологический диспансер»