Найти в Дзене

Побег от самого себя...

Оглавление
"Побег от самого себя..." бумага, карандаш. Вячеслав Камедин
"Побег от самого себя..." бумага, карандаш. Вячеслав Камедин

Друзья мои хорошие, очень рад снова видеть вас! Здравствуйте! Я вам от всего сердца желаю здоровья!

...я копался в своём чуланчике мыслей. У меня есть книга "В поиске поиска...", где я размышлял о бытие... и наткнулся на старое эссе 2014 года. Я писал его после смерти отца. Я анализировал весь свой душевный опыт в тот очень тяжкий для меня период. И мне кажется, и сейчас оно актуально на фоне событий настоящего. И быть может, кому-то послужит оно и сейчас добрую службу, поможет разобраться в себе и помочь себе...

...а рисунок... Знаете, мысль пришла, что насилие над собой - это запрещенное желание насилия над другим; а насилие над другим - это запретное желание насилия над собой... Человек скроен из парадоксов...

-2

Побег от самого себя

…в одном кинофильме, название которого я, увы, не помню, была реплика «можно убежать от кого угодно, но нельзя убежать от самого себя». В контексте мизансцены это высказывание звучало как верное. Но так ли оно верное во всей жизни человека? Так мы часто встречаемся сами с собой, не боясь столкнуться с собой истинным? Не заготовлены ли у нас средства в разнообразии и уникальности своем столь бесконечны, чтобы избежать встречи с актуальностью реального нашего мира, со всей тревожностью бытия настоящего? Эти вопросы не покидают меня сейчас, когда я столкнулся с очень сильными и труднопереносимыми переживаниями, о которых позволю себя умолчать здесь. И – знаете, мои милые и дорогие друзья – я прихожу к выводу, что все-таки мы постоянно убегаем от себя, мы скрываемся от себя истинных. Здесь я думаю обсудить несколько способов побега, которые и я сам проживаю, и люди с которыми общался и работал. Знаю, что в одном эссе мне все и не осветить, более того я не стремлюсь к иерархии защит, и текст будет несколько хаотичен. По сему, полагаю, что я не оставлю эту тему и в последующих зарисовках…

«Майдан»

В этом цикле я стараюсь писать из своего опыта, всё, что я пережил и прожил, все знания, которыми я с вами делюсь, ни просто узнано мной когда-то, либо прочитано либо принято из уст учителей, а в большей степени пропущено через себя. Великий французский философ Ж.-П. Сартр говорил «Человек – тревога». Оно имел ввиду, что когда человек живет осознанно, он живет в тревоге: он понимает, как все зыбко в его жизни, что все имеет высокую ценность, и он ценит, каждый миг, который безвозвратно приближает нас к смерти. От чего же человек бежит в побеги от самого себя? Он пробует избежать этой тревоги, она порой немыслимо непереносима. И по сути, и «перетерпеть» тревогу в чистом ее, фундаментальном виде, никому не дано. Защиты от нее также естественны, как и нормальны. Вот только защиты могут нам служить и добрую службу, и могут служить и «дурную». Они могут защитить нашу душу от разрушения, а могут и ограничить наш мир, сделать его монохромным настолько, что мы начинаем жить руководствуясь чужими взглядами, чужими цитатами, чужими умными мыслями… мы утрачиваем способность быть самими собой. Джеймс Бьюджентайль это называл «жить в кинопленке». Однако ни только мы убегаем от базовых тревог, но и тревоги насущные, такие как нечто непреодолимое но болезненное сейчас, заставляет нас «включать защиты». Мы якобы обезопасили себя сейчас от текущих проблем.

Недавно я себя поймал на том, как мне вдруг стали интересны новости о всем, что происходит на Украине. До этого я был честен с самими собой, я знал, что это иная страна, такая как и Ангола, в которой войны банальное увлечение местных революционеров. Да, если провести бытовую аналогию, в соседнем доме семья поссорилась, не буду же я вмешиваться, мирить или как-то переживать их внутрисемейному конфликту. Нет, вы правы, каждая семья имеет ответственность и право как им жить, и только сплетникам интересны чужие ссоры. У меня есть поговорка «я психолог, а не моралист, мне интересны только факты, а не то, хорошо это или нет». Как бы не звучало аморально, но по-хорошему, проблемы иного государства это их и только их проблемы. Поэтому мне было все равно всегда, что там происходит, но вдруг я заметил жуткий интерес ко всему этому. Я начал сопереживать, даже злиться и печалиться за жителей Украины. Но в какой-то момент психолог во мне взял вверх, я остановил себя, а собственно что со мной сейчас, когда я смотрю очередной новостной блок. В моей жизни сейчас происходит нечто, от чего сильно больно и непомерно тревожно. И вот… сработал один из механизмов защит: я как бы «вынес» за пределы себя тревогу и присвоил ее внешне, ничего не значащим для меня событиям. Тревога «не о чем» про конфликт в этой стране оказалась намного легче переносимой, чем своя актуальная тревога. Это мне помогло не думать о своей жизненной ситуации, заменить «искусственной». Если хотите, некоторое отвлечение.

Я посветил несколько эссе состраданию, много разных вариантов обсудил. И вот как вариант, можно сказать является вот такая защита от своей тревоги актуальных жизненных проблем. По своей сути, проживать «чужую» тревогу намного легче своей, и побег от себя здесь побег в другого человека. Быть может, это понимание, как бы ни было плохо другому я никогда не проживу это полно, а свою тревогу необходимо проживать полно, полумер нет. И знаете, когда я осознал, что сочувствие жителям этой страны просто побег от своих тягостных проблем, я вновь столкнулся со своей болью. И быть может, осознанность в таких ситуациях «излишняя», она требует огромных ресурсов в душе, чтобы переносить ту актуальную боль. И выходит, не правы те советчики, которые советуют не смотреть новости об ужасах жизни или фильмы с насилием, чтобы сохранить душевное спокойствие. Нет, скорее, это напротив уводит нас от своей актуальной тревоги, или от фундаментальной даже тревоги. Мы как бы «выбрасываем» ее, когда проживаем тревогу этих новостей. Точно суррогат, который неболезненный, не острый. Как знаете, люди занимаются магией, чтобы не боятся смерти и зла. Они персонифицируют свой внутренний страх перед непредсказуемостью и конечностью бытия, выносят его за пределы души.

Я знаю множество людей, которые злятся на правительство, на артистов эстрады, когда смотрят телевизор. Раньше я думал, как это ужасно, что противоречит доктринам религии «не суди». Я ратовал за то, чтобы «люди были чисты от осуждения». Но сейчас я знаю, после пережитого мною, отчего это так происходит. Люди не могут прекратить эту игру, ибо выйдя из нее, они сталкиваются со своей тревогой. И столкнувшись, вновь убегают в игру, в защиту. Осуждая… тех же певцов… человек выносит свою тревогу, даже – если быть точнее – отказывается от проживания своей тревоги и, возможно, истинной злости на себя, поскольку эти чувства, которые внутри, намного болезненнее. Я перестал осуждать за желание осуждать (я не прошу прощение за каламбур, потому что если в него вдуматься, понимаешь как парадоксальна бывает мораль), ибо сам столкнулся насколько больно бывает осознанное понимание почему ты это делаешь. И даже то, что я сейчас говорю, парадоксально, потому что мы все привыкли к призывам жить осознанно, я же сейчас говорю о некой необходимости защиты. Да, иногда защита как сопротивление – благо, она помогает пережить горе в момент горя. Да, согласен, потом она станет ригидным рудиментом, тогда от нее можно и отказаться. Сейчас же мне очень интересно, что происходит на Украине, а когда трудности в моей жизни будут позади я просто перестану интересоваться.

Самокритика, самобичевание, мазохизм…

С другим явлением защиты от тревоги в моей душе я ой как часто сталкивался, но лишь недавно осознал, что я и для чего я это делаю. Уверен, очень многие люди так делают. И в отличии от защиты «майдан» у этой защиты крайне деструктивные последствия. И в крайней форме она ведет к самоубийству. Недавно «поймал себя за рукав», когда мне было очень тяжело и душевная боль от актуальной действительности стала нетерпима, ко мне вдруг стали приходить мысли о том, как же я ничтожен и что впереди необходимо мне отказаться от планов и мечты в целом, я как бы стал бить себя по телу души плетьми. Это было настолько больно представить, что от всего что я задумал следует отказаться! Я уходил в самобичевание и самокритику до предела. Есть явление, которое в психологии называют пси-мазохизм, и это он был. Я помню много лет назад, мои фантазии даже касались вариантов суицида, и это было и больно, и жутко, но… и приносило некоторое удовольствие. Удовольствие от чего? – спрашиваю я себя сейчас. Сейчас я понял, от чего оно. Это просто некоторое облегчение от актуальной тревоги и боли. Та боль самобичевания легче переносима, чем реальная тревога. Некое переключение с боли от реальности, которая нестерпима уже, на боль иллюзорную, которую можно сколь угодно терпеть. Побег от себя истинного к надуманному себе, и пусть этот Я раскритикован в пух и прах, и чем абсурднее критика, тем … легче. Легче тем, что это можно контролировать, дозируя самокритику, нежели то, что непредсказуемо в своей реальной тревожности

Но этот путь, путь в такую деструкцию чреват. В самых малых последствиях – убегание от решение актуальных задач. В самых больших разрушение своей судьбы… да, я же мог пойти на поводу у своих идей, что нужно отказаться от мечты потому что я не найду на реализацию ее ресурсов… и даже привести к суициду. Здесь осознанность просто необходима, это не «мыльная новостная опера», здесь человек играет в игру со своей жизнью.

«Насильственная осознанность»

Этот неологизм подсказала мне Наташа Макарова, я очень благодарен ей за идею этого эссе, когда я рассказал, что со мной происходит. Несколько дней, когда я стал проживать сильную душевную боль, меня удивительным образом «выбросило» вовсе из планирования будущего. Знаете, у нас есть такой процесс в душе, когда бы думаем а что потом, большую часть это – надежда. Мысли и внутренний диалог полностью отключились. Мир стал насыщен, красками, звуками, движением, ощущением. Я стал жить полностью здесь и сейчас. Одновременно слышать и чувствовать тело, и смотреть, и слышать свой голос. Нечто подобное… вернее, это есть цель многих психологических школ. В гештальте это называют «континуум осознования». Это с одной стороны желаемое состояние, его можно также отнести к безмятежности религиозных практик. Но в чем ирония (мир удивителен в своей парадоксальности) и осознанность может быть… защитой, побегом от тревоги. Согласен, звучит настолько не обычно, настолько это «режет» сейчас слух парадоксом, но из своего опыта я могу такое заявить. Мне мой друг и коллега Марина Шведова, сказала «Слава, это стресс». Да, и от него моя душевная вселенная защитилась отключением анализа, что происходит. Экзистенциалисты говорят, тревога ни почему, а перед чем – тревога перед возможным будущем. Мы в общем-то защищаемся от нее верой в некую стабильность своей жизни. Эта в общем-то иллюзия: гарантий в том, что если вы работаете, и не можете потерять работу; гарантии, что вы сейчас здоровы, а завтра врач, не отыщет в вашем теле смертельную болезнь; гарантии, что не взорвется завтра газ на кухне…. никто не даст, даже Господь. Но мы все равно планируем, надеемся на завтра. И знаете, и не возможно жить только здесь и сейчас, - это, конечно, красивая доктрина, но без планирования завтра мы бы не предпринимали шаги сегодня. Вы согласны? И поэтому надежда, или планирование завтра, такое же необходимое для нашей жизни свойство, как умение жить в настоящем моменте.

Здесь, скорее всего, тонкость в том, чтобы иметь навык «континуума осознования», когда настолько… хреново, чтобы смягчить удар тревоги. Да, если прибывать «здесь и сейчас» - слушать голоса птиц, чувствовать ветерок у щеки, ощущать как ползет муравей по пальцу…. – тревоги и не может быть. Тревога возникает тогда, когда мы задумываемся о том, что должно произойти, и если оно не зависит от тебя и неотвратимо, тревога становиться выше ресурсов проживания тревоги. Вот тогда душа прибегает к защитам, вопрос только к каким – может и к деструктивным, например, к депрессии или даже к психозу, может к конструктивным, например, отвлечению на смотрение «мыльных новостных опер», либо к «насильственной осознанности». Но рано или поздно, все равно приходиться возвращаться к истинной осознанности, то есть к тревоги нерешенных задач…

18.05.14

...отрывок из книги "В поиске поиска..."

-3

До новых встреч, друзья! Я буду ждать вас, чтобы снова сказать "Здравствуйте"!