Шла добрая неделя добровольно-принудительной самоизоляции, благодаря которой электрички практически на всей сети железных дорог серьёзно опустели (не до уровня обнуления пассажиропотока, но всё же). В данном материале будет рассказано о том, какие меры предпринимались государством и отдельно взятыми регионами, дабы потом текущее уменьшение пассажиропотока впоследствии не аукнулось массовыми отменами электричек, как это было в первой половине 2010-х годов.
В целом по стране
Правительство недавно выложило перечень системообразующих предприятий, среди которых оказалась лишь одна Центральная ППК. Затем, в последующем списке стратегически важных предприятий были включены и все остальные пригородные перевозчики, включая Аэроэкспресс, Гранд-Сервис Экспресс и недавно созданную Южную ППК, предназначенную для оперирования пригородными перевозками в Крыму. Это позволит брать перевозчикам кредиты с более низкими процентными ставками, не говоря о том, что до этого им и так сделали достаточно финансовых послаблений и преференций.
РЖД на днях также объявили о послаблениях по отношению к пригородным перевозчикам в виде отсрочки платежей за аренду, эксплуатацию и обслуживание арендованного подвижного состава в течение двух месяцев. Решение было мотивировано тем, чтобы сохранить максимально возможное количество пригородных поездов.
По регионам
В зависимости от ситуации, региональные власти принимают меры по изменению объёмов движения пригородных поездов, либо отмене некоторых остановок (например, из-за выявленной вспышки коронавирусной инфекции или вообще тяжёлым положением с этим в целом).
В московском регионе, хотя в целом и не изменились размеры движения пригородных поездов, но сиденья были массово обклеены наклейками с просьбами "не садиться здесь" и вообще - держать социальную дистанцию. Также, был введён пропускной режим, и официально, чтобы возможно было проехать в электричке - нужно оформлять пропуск.
В петербургском - первоначально было отменено существенное количество пригородных поездов, и в первую очередь - в дневное время. Спустя некоторое время, большинство поездов всё же было восстановлено.
В некоторых регионах были отменены остановки пригородным поездам в целом по городам. Так, электричек были лишены в Пятигорске (Ставропольский край), Ершове (Саратовская область), Абдулино (Оренбургская область) - в первых двух случаях проходящие поезда просто не останавливались, в третьем - сократили маршрут движения поездов до ближайшей возможной станции.
В Петушинском районе Владимирской области были и вовсе отменены все остановки пригородным поездам, следующим по Горьковскому направлению, за исключением непосредственно Петушков (при этом, пригородные поезда, следующие по БМО через искомый район, остановки делают как и прежде). Для перевозок внутри района было назначено несколько пар рабочих поездов.
В Волгоградской области в течение первых двух недель "самоизоляции" были отменены вообще все пригородные поезда, проходящие не внутри Волгограда, а внутри непосредственно областного центра оставили в ходу всего лишь 9 рейсов пригородных поездов. С середины апреля маршрутная сеть была частично восстановлена, однако, перевозки на дальних маршрутах по-прежнему не осуществляются.
Некоторые регионы временно отменили льготы на проезд отдельным категориям населения, мотивируя это намеренным уменьшением пассажиропотока, соблюдению режима "самоизоляции" и/или - соблюдением социальной дистанции непосредственно в транспорте.
Существенная часть остальных регионов также снижала объёмы движения пригородных поездов, при этом, формулировки были разными - "в связи со сложной эпидемиологической ситуацией", "в связи со снижением пассажиропотока", "до особого распоряжения" и тому подобными.
При этом, никто из регионов не заявлял об отмене поездов в связи с отсутствием средств в региональном бюджете, хотя, в краткосрочной перспективе это и станет основной причиной массовой отмены поездов - местные власти уже сами заявляют о том, что из-за нынешней обстановки регионы потеряют колоссальные деньги, и исполнять принятые бюджеты на текущий год вряд ли окажется возможным в текущем виде без корректировок, а как известно, пригородные перевозки поездами кушают много денег, очень много.
Фактически же, РЖД дали регионам два месяца на подумать - будут ли они исправно платить выпадающие доходы за совершённые перевозки "воздуха", либо им придётся принимать непопулярные меры, лишь бы сэкономить несколько десятков-сотен миллионов и без того треснувших в разной степени бюджетов.