Глава 14
Рисуя портрет Нины, я тем самым нарисовал портрет своей матери. Моя мама была человеком немногословным, мало улыбалась, зато, если смеялась, то от души. Психологи утверждают, что каждый человек имеет врождённый темперамент. Я, хоть и являюсь психологом, не склонен к такому категоричному утверждению.
Немного о себе. Себе я считаю холериком с оттенком сангвиника. Холериком потому, что я человек быстрых решений, сильных чувств и настроений, ярко отражающихся в речах и жестах. Вспыльчив, инициативен, нетерпим к чужим недостаткам, склонен к резким сменам настроения. Многие считали и считают меня человеком уравновешенным, я с этим далеко не согласен. Люблю общаться с умными людьми, умеющими слушать меня, умею поддерживать хорошую атмосферу в коллективе, за что меня всегда ценили в любом коллективе. Внешне спокойно переношу критику, внутри же от критики весь закипаю, но непременно учитываю. Незлопамятен, но отхожу долго.
Говорю всегда громко, быстро и отчётливо. Меня часто упрекают за громкую речь, но предупреждения почти не достигают своей цели – через минуту-другую я вновь говорю громко, полагая, что если я буду говорить тихо, меня не поймут. Человек я не совсем упрямый, хотя знающие меня считают напротив. Начатое дело стараюсь довести до конца, убедить в неправоте меня трудно. В целом, считаю себя человеком трудным, но за счёт умения трезво мыслить могу быть терпим.
По природе своей я лидер. Доказательством этого является вся моя жизнь. Если мне приходится появиться в каком-либо коллективе на несколько дней, то на второй или третий день я беду бразды правления в свои руки.
Составить свой психологический портрет мне помогли материалы, полученные от моих начальников и подчинённых. Всё изложенное подтверждается характеристиками, которые я получал на работе. Зачем я это делаю? Чтобы была возможность сравнить с собственными представлениями и выделить унаследованные черты.
Теперь о Гале. Галя – человек быстрых решений, сильных чувств и настроений, ярко отражающихся в речи и жестах. Вспыльчива, инициативна, склонна к риску и резким сменам настроения, порой не контролирует эмоции, работоспособна, не суетлива, к новой ситуации приспосабливается быстро. Её можно сравнить с водным потоком, быстро несущемся в определённом направлении. Характер Гали конструктивен, она хорошо чувствует себя в условиях конкуренции, не желает приспосабливаться под характер собеседника.
Не могу не описать психологического портрета и своей жены – Марии Фёдоровны. Я не был для неё подарком с первых дней нашего знакомства. Ей пришлось многое вытерпеть ещё до дня нашей свадьбы. С первого знакомства и до свадьбы прошло достаточно много времени – более трёх лет. Только она с её удивительным темпераментом могла так много ждать и терпеть. Да и после свадьбы мы не жили вместе ещё более пяти лет – так сложилась наша судьба.
Мария Фёдоровна была человеком медлительным, спокойным, внешне хладнокровным, последовательным и обстоятельным в делах, осторожным и рассудительным, немногословным. Она не растрачивала сил попусту, строго придерживалась выбранного распорядка жизни, легко сдерживала пары, была постоянна в отношениях с людьми, любила аккуратность, с трудом приспосабливалась к новой ситуации, обладала высоким чувством ответственности. Характер у неё был пассивным, она занимала выжидательную позицию, не любила рисковать. Но за мной она могла бы последовать куда угодно без возражений, была уверена, что я всё сделаю как надо.
Многие качества её темперамента и характера стали врождёнными качествами наших детей. Характерными особенностями всех детей являются честность, порядочность, правдивость, отсутствие заносчивости, чванливости и высокомерия. Я не убеждён, что всё перечисленное необходимо для нынешнего российского капитализма. Знаю только, что при социализме они являлись приоритетными.
Моё летоисчисление измерялось учебными годами. Новый 1976-77 учебный год начался со значительных изменений в нашей жизни. В сентябре Нина сообщила, что на 3 ноября у них с Сергеем Смирновым намечена свадьба. Следовательно, нам надо было готовиться к этому важному событию – и морально и материально.
Осень в то время была тёплая, погода в октябре стояла очень хорошая. В Тюмень мы поехали через Москву в надежде захватить с собой Геннадия Петровича Короткова, но он поехать не смог из-за болезни. В качестве подарка молодожёнам он передал чайный сервиз. В Тюмень мы приехали ранним утром 2-го ноября. Погода там стояла очень холодная – примерно такая, как у нас в январе. На вокзале нас встречали Нина и Сергей, и одеты они были по-зимнему.
В первой половине дня подъехали Семён Алелеков, Шура и Виктор, а также Григорий Яковлевич Смирнов с женой и дочерью Валентиной. С нами была только Галя, Сашу мы решили не брать, потому что он был ещё маленьким, и оставили его в Саранске с моей мамой.
В первый день приезда мы познакомились со сватами и, естественно, всё это хорошо отметили, организовав застолье прямо в гостинице. Номера у нас были большие, просторные.
В первой половине второго дня, как и водится, была регистрация брака, а после этого – свадьба в ресторане. Застолье было пышным и весёлым. Гости, в основе своей, были работниками вычислительного центра. На третий день застолье продолжалось в общежитии, а на четвёртый день, во второй половине, мы вылетели в Москву, и в 22 часа были у Г.П. Короткова .