Найти тему
ЭХО ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

"...Мы просили - «мама, не умирай!». Мама шептала _ «нет, я не умру» и… умерла..."

Сталинградская битва, положившая начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны, началась 17 июля 1942 года. Этот первый, «оборонительный», период в ходе битвы был сложным и трудным испытанием для солдат Красной Армии.

А как же мирные жители? На их долю также выпало немало испытаний и трудностей в это время. Многие приняли решение эвакуироваться, но многие не захотели покидать свои родные дома. Город бомбили почти каждый день, целью вражеской бомбежки сначала были заводы, железная дорога и другие промышленные объекты. Каждодневные объявления воздушной тревоги для мирных жителей стали обычным явлением, многие уже не обращали на это внимание, и продолжали заниматься своими делами.

-2

Но настал воскресный день 23 августа 1942 года. Самый страшный день в истории Сталинградской битвы. В 16.00 по местному времени воздух наполнился невыносимым гулом. Сработала система оповещения воздушной тревоги. В 16.20 на городские кварталы посыпались вражеские бомбы.

И начался ад!

-3

В этот день было сброшено около 2000 бомб, было уничтожено до 90% жилого фонда. Бомбардировка продолжалась до 19.00. В этот день погибли десятки тысяч мирных жителей, сотни тысяч были ранены.

Одна из участниц событий того дня поделилась своими воспоминаниями. Она рассказывала, что«23 августа 1942 года я встретила дома. Нас было три сестры. Я средняя. На отца получили похоронку. Мать работала. Мы со старшей сестрой ходили в школу, младшая сестра в садик. Август был жарким. 23 августа было воскресение, и мать пообещала повести нас на реку – искупаться. Но начался ад! Мы под бомбежкой бежали к реке, нам казалось – там спасение от огня и грохота. Но мать упала раненая. Мы втроем окружили её и просили - «мама, не умирай!». Мать шептала _ «нет, девочки, я не умру» и… умерла. В этом аду и ужасе кто-то из взрослых оторвал нас от погибшей матери, затолкали на какое-то судно, переправили на тот и сказали: «Идите туда-то, там собирают осиротевших детей». Мы пришли на сборный пункт, нас посадили в поезд и повезли в тыл. Всю дорогу мы старательно учили младшую правильно говорить свою фамилию и имя. Мы очень боялись потерять ещё и друг друга. Но не убереглись. Младшая заболела, и её сняли с поезда на промежуточной станции. Но после войны мы нашли её». У всех сестер хорошо сложилась жизнь. Вот только наша героиня, единственная из сестер живущая в родном городе, всегда, когда бывает в районе магазина «Современник» плачет. Где-то здесь осталось тело ее матери, а вспоминая тот ужас, что творился тогда, и она уверена, что тело мамы не было захоронено. Скорее всего оно рассыпалось в прах в этом огне и развалинах. И каждый год 23 августа она раздает поминальные конфеты.

А вот еще одно воспоминание тех событий. Сейчас уже пожилая женщина, в те годы была маленькой девочкой, но память сохранила весь ужас. Она в те годы жила в большом районе частной застройки. Вот что на рассказывала: «Когда началась бомбежка, нас бабушка в погреб загнала. Меня, маму с сестренкой и братишкой и нашу соседку с ребенком. Все остальные наши соседи побежали к реке, чтобы переправиться на другой берег. После Победы не вернулся никто из них. Все кто побежал – погибли. Мы всю битву в погребе просидели. Мама с соседкой по очереди ходили на разбитый элеватор, за зерном, им и питались. В овраге родник был, выжили. Только помню, что или мама, или соседка, или сама бабушка всегда кто-то из них на верхней ступеньке лестницы сидели. И если слышали чьи-то голоса, то кричали – «здесь дети, киндер». Это было для нас сигналом - мы все начинали громко плакать. Это было нужно, чтобы не кинули гранату, не глядя. Было и такое. Наш район из рук в руки несколько раз переходила. Но мы выжили.»

Если вам было интересно, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.