Найти тему

История китайского гиганта-Xiaomi

Глава компании Xiaomi
Глава компании Xiaomi

Как молодой программист стал одним из самых богатых в Китае и создал один из самых успешных стартапов в мире.

Создание компании

Xiaomi основал бизнесмен Лей Цзюнь (Lei Jun) вместе еще с семью партнерами 6 апреля 2010 года. О главной фигуре компании, Лей Цзюне, мы поговорим отдельно, но среди остальных основателей тоже много интересных лиц:

Бинь Линь (Bin Lin), президент компании — работал над Windows Vista и Internet Explorer 8 и с 2006 года управлял развитием мобильного поиска и локализацией приложений для Китая.

Ванцян Ли (Wanqiang Li), руководитель отдела электронной коммерции в Mi.com — работал в Kingsoft главным конструктором интерфейса для софта, директором Центра дизайна. Участвовал в разработке программ WPS Office, Kingsoft Antivirus и Dictionary.

Гуанпин Чжоу (Guangping Zhou), директор группы Mi-Phone — руководитель Центра исследований и разработок в Motorola, работал над созданием телефона Motorola Ming.

Вонг Цзянцзи (Wong Jiangji), глава отделов Mi Wi-Fi и Mi Cloud — в Microsoft руководил разработкой систем анализа на удаленных серверах и другими сервисами B2B, Windows Mobile для Китая и мультимедийными функциями в Windows Phone 7.

Фэн Хун (Feng Hong), глава отдела MIUI — в Google руководил проектами Calendar, Maps и 3D Street View, а также возглавлял команду Google China для локализации Google Music и Pinyin Input.

Де Лю (De Liu), руководитель отделов индустриального дизайна и экосистем — возглавлял Департамент промышленного дизайна Пекинского технологического университета.

Чуан Ван (Chuan Wang), директор продуктов Mi TV и Mi Box — создатель компании Thunder Stone, которая занималась поставками аудио- и видеооборудования для развлечений в Китае.

Команда дизайнеров
Команда дизайнеров

Первые 3 месяца они занимались поиском финансирования и разработкой новой мобильной системы на основе Android. В августе того же года миру представили оболочку MIUI.

Как создавалась MIUI

Официальный сайт компании mi.com сообщает, что нет каноничной расшифровки первых двух букв в названии. MI можно определить как простое сочетание «Mobile Internet» или более амбициозное «Mission Impossible» (Миссия невыполнима) — как обозначение трудностей, которым бросила вызов компания Xiaomi. Но есть и множество других трактовок. Во второй половине названия UI нет интриги — это User Interface.

Компания Xiaomi с помощью MIUI не планировала захватить мир, а только сделать мобильную систему с аналогами сервисов Google, которые в тот момент не работали в Китае. Так что делая упор на импортозамещение, им удалось без проблем найти финансирование от государственной инвестиционной компании Сингапура Temasek Holdings, нескольких частных венчурных фондов Китая и от компании Qualcomm.

Над первыми версиями системы MIUI работали всего три человека. Ее разрабатывали на основе Android 2.2 Froyo. Так как у Xiaomi еще не было своих смартфонов, то их система ставилась на устройства сторонних производителей — первым стал Google Nexus One.

Собственная "оболочка" MIUI V1
Собственная "оболочка" MIUI V1

16 августа компания Xiaomi анонсировала выход MIUI версии 0.8.16 в формате открытого бета-теста. Во многом чувствовалось, что над системой работала маленькая команда. Разработчики не перевели систему даже на английский язык, не говоря уже о русском. Несмотря на многочисленные баги, многим пользователям понравился новый интерфейс и производительность системы. И уже через два месяца после анонса системы пользователи знаменитого форума 4pda перевели MIUI на русский язык и появились порты для других смартфонов. Так у Xiaomi появилась первая база активных поклонников.

Система MIUI имела множество промежуточных версий и постоянно развивалась. Разработчики собирали отзывы и рекомендации от сообщества, чтобы быстро исправлять проблемы и добавлять новые функции.

Вторая версия MIUI вышла уже через полгода, но в основе все еще лежал Android 2.2, хотя уже вышла версия 2.3 Gingerbread. В системе изменился интерфейс, появилось больше возможностей для кастомизации и переработали «звонилку». В общем, ничего кардинально нового.

Собственная оболочка MIUI V2
Собственная оболочка MIUI V2

Чуть позже вышла MIUI V2 и на Android 2.3. Пожалуй, с этого релиза и началось более массовое распространение системы, если такое можно сказать про кастомную прошивку, которую обычно ставят только немногочисленные энтузиасты. Систему полюбили за множество тем и возможности их комбинировать, удобные функции и небольшие полезные «фишки», вроде отображения количества пропущенных звонков на иконке «звонилки» и стандартный файловый менеджер.

Итак, Xiaomi уже стала популярной компанией в узких кругах людей, у MIUI база пользователей составляла 500 тысяч. И у создателей компании наверняка возник вопрос, что делать дальше. Решение оказалось очевидным.

Начало производства смартфонов

16 августа 2011 года компания Xiaomi организовала небольшое мероприятие, так называемый митап для фанатов, но там были и журналисты. По фотографиям сложно сказать, сколько пришло человек, но их было много.

На презентации компания анонсировала первый смартфон Xiaomi Phone (Mi1 или Mi-One). Директор компании акцентировал внимание, что их смартфон оснащается большим аккумулятором 1930 мАч и реально проработает два дня от одного заряда, тогда как конкуренты ставят батареи 1400-1500 мАч.

Презентация первого смартфона Xiaomi Mi1
Презентация первого смартфона Xiaomi Mi1

Остальные характеристики были отличными для того времени: 4-дюймовый экран от Sharp с разрешением 480×854 пикселей, 8 Мп основная камера с объективом F2.4 и двухъядерный процессор Qualcomm MSM8260 на частоте до 1,5 ГГц, а также 4 ГБ постоянной и 1 ГБ оперативной памяти.

В России Xiaomi чувствует себя неплохо, несмотря на скандал с таможней. В июле 2017 года она заняла пятое место с долей рынка 4,4%. В середине ноября открылся первый круглосуточный магазин Xiaomi в Москве, и объявили старт продаж безрамочного флагмана Mi MIX 2, экшн-камеры, новых весов и «умной» лампы.

Заключение

У компании Xiaomi есть огромная база настоящих фанатов, а есть и немаленькая база ненавистников. Каждая сторона имеет право на существование, потому что продукция компании далеко не идеальна. Но нельзя отрицать факт, что это весомый игрок на рынке со своими принципами, особенностями и историей.

Спасибо за внимание.