Найти тему

Как любовь мешает нашему счастью

Тема о любви бесконечная. Попробуем поразмышлять о том, почему любовь в отношениях присутствует, а люди остаются несчастными. Вспомним слова Б.Пастернака о том, что все мы становились людьми настолько, насколько были любимы и имели счастие любить. Но тут же приходят на память несколько циничные высказывания Франсуа де Ларошфуко, что истинная любовь похожа на приведение, все о ней говорят, но никто ее не видел. Это озадачивает.

Так существует любовь или нет?

Опираясь на опыт поколений и свой собственный, можем смело сказать-да! Но с ней что-то не так! У митрополита Антония Сурожского есть беседа «О свободе любви и послушании, где можно найти ответ на поставленный вопрос. Чего не хватает? - Свободы! Его размышления достаточно просты: «У нас появляется чувство к другому человеку, мы начинаем к нему привязываться и... забираем его в свои когти. А человек часто о нас думает: «Любил бы ты меня поменьше, но дал бы мне дышать!». В этой же беседе приводятся высказывания пророка Исаии, когда он отвечал на вопрос о том, какой пост угоден Богу: «Отпусти пленников на свободу!» речь идёт о наших близких и любимых людях. Это могут быть супруги, родители и дети, братья и сёстры, друзья.

Почему мы берём любимого человека в плен? Ответ очевиден, мы не научились любить.

Вместо того, чтобы искать опору в себе, мы ищем ее в любимом человеке. И сами оказываемся пленниками этого человека. Сейчас стал популярен термин-созависимость. Это отсутствие свободы и у нас и у любимого человека. Что же мы делаем? Мы начинаем служить этому человеку, стараемся изо всех сил! Выслуживаемся! А тот, другой злится на нас, даже ненавидит. Свобода у него самое дорогое, что у него есть. Это дар Божий. А мы отнимаем ее, да ещё ждём благодарности!

Сколько обид накапливается! Мы же выложились в своём служении, а дивиденды-это свобода любимого человека! И тут тупик! Как из него выходить? Прежде всего осознать, что не даю дышать человеку, надо изменить не только поведение, но и мышление. Найти информацию о личностных границах и обозначить их. Попытаться обнаружить границы любимого человека (возможно, он о них и не подозревает). Это поможет начать изучать себя, свои физические и эмоциональные потребности. Прибавит сил действовать в своих интересах, но уже с учетом своих границ и границ другого человека. Появится самоуважение, а там и уважение другой личности. Ещё важно отнестись к себе бережно, не допуская грубых обличений в свой адрес. И, конечно, личностный рост для верующего человека невозможен без духовного.

У митрополита Антония есть следующее утверждение «Быть самим собой-это быть таким, каким нас задумал Бог, какими мы должны стать. Это достигается самодисциплиной». Далее указывается, что дисциплина -это не муштра (опять же бережность к своей личности подчеркивается), это ученичество! Необходимо себя перерасти, узнать о себе то, чего не знали о себе до сих пор. Митрополит Антоний рекомендует найти себе наставника, духовника, который бы мог нам указать путь.

Очень важный момент - мы все хотим, чтобы нам указали что делать. А тут прекрасный уточняющий совет-необходимо взаимное слушание, попытаться себя перерасти с помощью слушания, обогатиться новым опытом, который есть у наставника. Вот тут очень важно быть свободным самому и другому давать свободу!