Найти тему
Кино и образ

ЧЕЛОВЕК – АМФИБИЯ: ГЕРОЙ, В ГЛАЗАХ КОТОРОГО ОТРАЖАЕТСЯ МОРЕ (1)...

Автор: Ирина Жигмунд

В детстве меня в нашем фильме "Человек-амфибия" привлекала романтически-сказочная составляющая. Теперь увлекла техническая сторона.

В первую очередь, потрясла невероятная, грандиозная работа оператора - постановщика.

Кинооператор Эдуард Розовский снял более 40 картин, в числе которых - "Белое солнце пустыни", "Начальник Чукотки" и многие другие.

В "Человек-амфибии" он проявил просто чудеса операторского искусства. Тут не только фантастические технические придумки. Здесь и невероятно талантливая художественная работа.

СЪЕМКИ

"Толчок дали фильмы Жака Ива Кусто "В мире безмолвия" и "Голубой континент". Они стали для меня невероятным открытием", - рассказывал оператор. Кусто даже согласился помочь в съемках, но минкульт не нашел валюты на переход его корабля: "Министр культуры сказал, что это детский фильм: "Какие могут быть деньги?"

Пришлось придумывать самим, как провести глубоководные съемки. Рассказывают, что когда об этом узнали американцы, то в газете The New York Times даже была помещена статья, где над русскими просто смеялись. Ведь сам Уолт Дисней (а американцы "замахивались" на роман еще в 40-х годах) отказался от экранизации книги "Человек-амфибия" из-за невозможности подводных съемок!

"Мы первыми боксировали камеру, ещё не очень умея это делать. Боксы нам сделали в мастерской по специальному заказу. Оператор Розовский придумал интересное приспособление. Так как живности в Чёрном море не много, то он сделал такой раструб, который одевался на объектив подводной камеры, и мы наполняли его рыбой. Все панорамные съёмки делались на фоне рыбы из раструба на первом плане. Такое маленькое рукотворное Карибское море", - рассказывал впоследствии режиссер.

"Мне не раз говорили, что, работай я в Голливуде, стал бы миллиардером, - вспоминал оператор. - Но в СССР мои подводные наработки оказались никому не нужны. Я предлагал снимать картины о подводном флоте, сюжеты о морских обитателях, у меня была обученная группа людей, готовая техника. Но все рухнуло. После выхода "Человека-амфибии" опыт подводных съемок выбросили на помойку".

Подводные съемки великолепны, но не менее изумительна работа оператора "на суше". Потрясают совершенно невероятные крупные планы всех героев. Невозможно забыть огромные, в пол-лица глаза 21-летнего актера Владимира Коренева, красивые восточные - 16-летней Анастасии Вертинской и демонически бездонные 25-летнего Михаила Козакова.

Именно глаза персонажей - душа этой картины. "Когда мы начали подбирать актеров, я объявил помощникам: "Мне нужны молодые люди с морем и небом в глазах", - рассказывал Владимир Чеботарев.  "Море в глазах" - забавно, именно такие глаза оказались у актера В. Коренева - сына контр-адмирала. Есть в этом что-то мистическое…

-9

Снова цитата из интервью Розовского: "Мне хотелось создать особенный взгляд Ихтиандра и Гуттиэре, которые были как бы рождены друг для друга - человек моря и человек земли. Получить глаза, в которых отражаются все краски стихии. Для этого справа и слева от актеров ставились специальные осветительные приборы с голубыми и зеленоватыми фильтрами, просвечивавшие глазное дно и превращавшие цвет глаз в лазурно-голубой".

"Еще я хотел влезть в мозг Ихтиандра, чтобы увидеть мир его взглядом.

Пыльный, враждебный город в картине я снимал только в отраженном свете, через бликующие зеркальные поверхности, искажавшие изображение, - как бы взгляд человека извне".

 Роль города  Буэнос - Айреса "исполнил" Баку, все подводные съемки происходили в Крыму. Надо отдать должное художникам-постановщикам, их город по стилю очень напоминает Буэнос-Айрес конца 50-х.

Буэнос - Айрес в 1958 году
Буэнос - Айрес в 1958 году

Вообще, картину принято пренебрежительно называть "нашим представлением о заграничной жизни", но я хочу вам сказать, что, на мой взгляд, сделано это очень хорошо. Представьте себе, что в то время, кинематографисты выезжали за рубеж крайне редко, особенно в капстрану. В своих стилизациях они чаще опирались на кино- и фотоматериалы. Поэтому получалось слегка утрированно, но зато очень "по-заграничному".

КОСТЮМ

Фильм снимали в 1960 году, и конец 50-х для моды в СССР был просто "лучом света в темном царстве": в июне 1956 года в парке Горького проходил Британский показ мод.

Женщины рассматривают у модели модную нижнюю юбку "фру-фру".
Женщины рассматривают у модели модную нижнюю юбку "фру-фру".

В 1957 году на Москву обрушился знаменитый, знаковый для всего молодого поколения 60-х  VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

фестивальные фото швейцарского фотографа Леонара Джанадды.
фестивальные фото швейцарского фотографа Леонара Джанадды.

 А в 1959 году Диор привозит в Москву свою коллекцию одежды.

Платья Гуттиэре - настоящий диоровский  New Look.

кадр из фильма
кадр из фильма

модная картинка
модная картинка

Кто вдруг не знает, New Look - это очень женственный силуэт, с акцентированной тонкой талией, пришедший на смену тяжелому мужеподобному стилю 1940-х. Для достижения женской грациозности в силуэте использовались корсеты и кринолины, почти как в 19 веке.

Кстати, корсет чувствуется под  этим платьем  Гуттиэре.

Оно очаровательно. Посмотрите, как ритмически декор рукава перекликается с завязками сандалий-римлянок.

Свадебный наряд героини также сшит "по последнему писку моды".

Но мне любопытнее было смотреть на мужскую одежду в этом фильме.

Разумеется, самый известный костюм фильма - это подводный комбинезон Ихтиандра.

"Для Ихтиандра придумали комбинезон из эластичной ткани (из которой делали плотные женские колготки). Из старой кинопленки вырубили чешуйки (10 000 штук), покрасили их перламутровой краской и вручную нашили на комбинезон. Таких костюмов сделали четыре", - рассказывал оператор.

Исполнитель роли Ихтиандра актер Владимир Коренев рассказывал: "Единственная неприятность - я постоянно замерзал, потому что был очень худым, а снимали под водой по нескольку часов в день. Трикотажный костюм сразу намокал и нисколько не грел. Сначала мне сшили под него прокладку из поролона, но и это не спасало. Потом под костюм смастерили резиновые рубашечку и трусы. Вода под них проникала, нагревалась от тела, и было чуть теплее".

 "Художники Всеволод Улитко и Тамара Васильковская придумали форму очков, шлем, плавник на костюме, - продолжает рассказывать Розовский, -  Сначала думали, что в шлем сможем поместить какой-нибудь баллончик с кислородом для автономного дыхания, но не вышло".

-33

ПРОДОЛЖЕНИЕ https://zen.yandex.ru/media/id/5e24191a2beb4900ada5d999/chelovek--amfibiia-geroi-v-glazah-kotorogo-otrajaetsia-more-2--5e802c8a8274cd4de92090d7