Найти тему

Читает, но не то...

Оглавление

Вцепилась: "Это не чепуха, это моя любимая книга!"
Вцепилась: "Это не чепуха, это моя любимая книга!"

Отсутствие интереса к литературе у нового поколения сильно тревожит родителей. Современный ребёнок, кажется, уже родился с планшетом в руках, и на все попытки предложить ему бумажную книгу отвечает равнодушием или недовольством. Некоторые родители подростков даже не догадываются, что дитя, не просто «сидит целыми днями за компьютером,» а увлечённо…читает.

Читает комиксы, блоги или фанфики, написанные его же ровесниками. И грамотность, и художественная ценность таких «произведений» зачастую оказывается настолько низкой, что скорее вредит ребёнку. Он многократно видит и подсознательно запоминает ошибочное написание слов. А сюжеты сетевых произведений часто полны насилия и беспорядочных романов, с подробными описаниями сцен, не подходящих для несовершеннолетнего читателя.

То же относится и к некоторой популярной художественной литературе. Её ошибочно относят к детской, поскольку дети проявляют к ней значительный интерес. Любопытство это естественно: детей привлекает все новое, вызывающее сильные эмоции. Они живо интересуются подробностями отношений полов и вопросами установления границ дозволенного, восприятия добра и зла. Вот почему книги, выходящие «за рамки цензуры» так привлекают молодое поколение. Но такие книги могут испугать младшего школьника, а старшему привить сомнительные моральные ориентиры.

Лучшее средство от подобного развития событий - интерес к собственному ребёнку. Ознакомьтесь с содержанием популярных книг, спросите ребёнка, что он сейчас читает. «Неподобающую» литературу не стоит прятать за сто замков и сложные пароли. (Любопытное чадо все равно найдёт доступ.) Лучше прокомментировать поведение персонажей (Не книгу в целом!) и высказать своё негативное отношение. Ребёнок уважает родителей и прислушивается к ним гораздо больше, чем показывает. Ваше мнение даст ему новое направление для размышлений. При подобном подходе интерес к некачественной литературе постепенно исчезнет, юный читатель переключится на нечто более познавательное и поучительное.

Что касается комиксов и других слишком кратких текстов, то причин интереса к такому источнику информации может быть несколько:

Пугает длинный текст

Подобное чаще встречается среди младших ребят, а также тех, у кого скорость чтения недостаточно высока. Возможно, они интересуются содержанием толстых книг, но сама мысль о затраченном времени их ужасает. И они предпочитают смотреть экранизации. Школьную программу же либо забрасывают, либо находят «в сокращении», но не выносят ни морали, ни впечатлений от прочитанного. Чтобы преодолеть страх перед толстыми книгами, надо увеличивать объёмы постепенно, переходя от коротких рассказов к повестям к романам. Предлагайте книги с захватывающим сюжетом, чтобы у ребёнка возникло желание непременно дочитать до конца.

Привлекают яркие картинки

Такой подход характерен для детей с сильно развитым визуальным восприятием. Ребёнок не столько читает комиксы, сколько рассматривает их. В таком случае необходимо развивать речь ребёнка, описывая словами увиденные образы. Больше говорите с ребёнком и побуждайте говорить его. А чтобы развить часто свойственные таким детям способности к рисованию посещайте вместе картинные галереи, и музеи народного творчества. Поощряйте стремление рисовать, водите на мастер-классы или запишите в художественную школу.

Ребёнок интересуется конкретными персонажами

Для подростков свойственно искать кумиров. Часто ими становятся персонажи фильмов и комиксов. Хорошим решением в данном случае будет поиск примеров для подражания в художественной литературе. Чтобы идея не была воспринята в штыки лучше выбрать произведения, с экранизацией. После просмотра, если ребёнку понравилось, упомянуть, что «об этом ещё и книга есть.»

Полезно будет предложить ребёнку самому создать фанфик (рассказ про любимого персонажа). Написание собственного произведения тренирует грамотность и умение выражать свои мысли. К тому же, ощутив себя писателем, ребёнок может не ограничится одним рассказом… И вскоре захочет ознакомится с книгами знаменитых и успешных авторов, чтобы брать с них пример.

В окружении ребёнка не принята другая литература

Данный вариант встречается все реже, поскольку чтение и сочинение произведений становятся у подростков модным хобби. Однако, если в компании не принято читать, то можно рекомендовать книги научно-популярные или близкие к интересам «не читающего» коллектива. (Например, книги о спорте, компьютерах.) Такие книги помогут блеснуть нужными знаниями в своей компании, а источник информации пусть останется «маленькой тайной» ребёнка.

Художественные книги устарели, а все научные знания можно найти в видеоформате

Такие убеждения обычно − следствие подросткового упрямства и желания спорить со всем миром. Здесь все решается поиском и приведением противоположных примеров. Обсудите доходы авторов, процветающую индустрию книгоиздания на заказ, литературных сайтов и прочее. Не с первого раза, но постепенно подросток осмыслит вашу точку зрения.

Да, некоторые классические произведения сложно воспринимать современному человеку. В таком случае следует подчёркивать, что эти книги рассказывают в первую очередь не о временах, а о людях, а разбираться в их чувствах и поведении крайне полезный для любого человека навык.

Начинать же чтение следует не со школьной программы, а с поиска наиболее популярных образовательных и прочих нон-фикшн книг. Подчеркните: ни одна передача не даст столь полного и подробного восприятия и осмысления, как собственное прочтение.

Какими бы ни были причины, заставляющие ребёнка игнорировать серьёзную литературу, родителям не следует паниковать: возможно, на данном этапе ребёнок не готов воспринимать те произведения, которые ему настойчиво предлагают. Через некоторое время он найдёт «свою» книгу и с удовольствием начнёт свой читательский путь в мире большой литературы. Пока же следует ненавязчиво продолжать предлагать различные варианты и с пониманием относиться к интересам юного читателя. Ведь из любого источника информации при правильном подходе можно вынести немало полезного.