28 марта 1973-го состоялся релиз «Houses of the Holy» – пятого студийного альбома Led Zeppelin. Пластинка станет последней для команды на Atlantic Records; в 1974-м у цеппелинов появится собственный лейбл Swan Song.
После австралийского тура музыканты собрались в Хэмпшшире, в поместье Мика Джаггера, используя, как и при записи четвёртого альбома, передвижную студию The Rolling Stones. В качестве звукоинженера был вновь приглашён Эдди Крамер, но функции продюсера остались за Джимми Пейджем. К тому времени Пейдж и Джон Пол Джонс успели обзавестись домашними студиями, так что оба прибыли с наработками. Сведение прошло в лондонской Olympic Studios.
Альбом стал «поворотным пунктом» в творчестве Led Zeppelin: саунд менее жёсткий и тяжёлый; музыканты экспериментируют с разными стилями, включая психоделию, фанк и даже регги. Открывающий трек «The Song Remains The Same» поначалу был инструментальной пьесой Пейджа; впоследствии Плант добавил текст навеянный впечатлениями от гастролей. «The Rain Song» – одна из песен, сочинённых Пейджем в домашней студии; гитарист отреагировал на высказывание Джорджа Харрисона – мол, Led Zeppelin «никогда не пишут баллад», потому вступительные аккорды – те же, что в «Something». «Over the Hills and Far Away» – о жизни хиппи. «The Crunge» возникла из джема; Бонэм, меняя ритмы, экспериментирует с фанком; Плант написал текст «а-ля Джеймс Браун» и отчасти пародирует его вокальную манеру.
Оптимистичная «Dancing Days» была послана на радио в качестве превью; Крамер предложил музыкантам сначала попробовать потанцевать под неё самим. В «D'Yer Mak'er» Бонэм попытался объединить регги и ду-воп; он объявит свой эксперимент «шуткой» – но Плант разглядит в песне потенциал хита. Коллеги, следуя заведённому правилу, запретят выпускать композицию синглом в Соединённом Королевстве, – однако в США она выйдет, и, действительно, войдёт в «двадцатку».
«No Quarter» Джонс написал ещё для предыдущего альбома, но тогда её отклонили. Джон Пол переработал песню – и она станет постоянным концертным номером как Led Zeppelin, так и Планта, а также даст название его совместному альбому 1994 года с Пейджем. «The Ocean» посвящена преданным фанатам; она начинается с импровизации Бонэма: «We've done four already but now we're steady and then they went, 1, 2, 3, 4!» (Четыре мы уже сделали, но теперь они в прошлом, а мы готовы продолжать! Раз, два, три, четыре!» (Речь о четырёх записанных к тому времени треках). Часть материала (включая заглавный трек) в альбом не войдёт и будет использована для «Physical Graffiti» и «Coda».
Led Zeppelin впервые дадут альбому название. Обложка, получившая номинацию на Грэмми, вдохновлена романом фантаста Артура Кларка «Конец детства». Съёмки с участием двух детей (Стефана и Саманты Гейтс) Эндрю Пауэлл из Hipgnosis сделал в Северной Ирландии, на Плотине Гигантов. На обложке отсутствуют какие-либо названия, но на вкладыше впервые будут напечатаны тексты песен.
Критики встретят «Houses of the Holy» скептически – кто-то усмотрит в нём «отход от рока», кто-то попросту сочтёт «скучным». Однако, публика отреагирует иначе. (Этому способствовало перенесение релиза с января на март, так что пластинка выйдет в процессе европейского тура и перед американским). Альбом войдёт в «десятку» в Дании, Испании, ФРГ; в «пятёрку» в Италии и Норвегии; замкнёт «тройку» австрийского, французского и японского чартов; займёт первое место в Австралии, Канаде, UK Albums Chart и US Billboard 200.
«Houses of the Holy» получит золотую сертификацию в Аргентине, Испании, ФРГ: станет дважды золотым во Франции: платиновым в Соединённом Королевстве; одиннадцатикратно платиновым – в США. Альбом включён в список «пятисот величайших» журнала Rolling Stone и Топ-200 Зала Славы рок-н-ролла.