Найти тему
INFO. OPERATIVKA

айфонов не будет в россии

Оглавление

Законопроект, обязывающий производителей предустанавливать на гаджеты российские приложения, успешно прошёл все три чтения в Госдуме, . В народе его называют «законом против Apple», потому что именно эта компания с большой вероятностью пострадает или вовсе будет вынуждена уйти с рынка нашей страны. «Собака.ru» разобралась, зачем поправки решили принять, действительно ли они так вредны и как повлияют на бизнес.

Что случилось?

В статью №4 закона «О защите прав потребителей» внесут поправку, которая обяжет производителей смартфонов и других гаджетов предустанавливать российские приложения. За нарушение предусмотрен штраф до 200 тысяч рублей, планируется, что законопроект вступит в силу с 1 июля 2020 года.

Какие приложения нужно будет устанавливать производителям?

Список приложений, которые необходимо будет устанавливать производителям, определит правительство. Федеральная антимонопольная служба предлагала внести в него браузеры, антивирусы, мессенджеры и навигаторы. Минкомсвязи при этом заявило, что стоит ограничиться только браузерами и поисковиками.

Один из авторов законопроекта рассказал: «Речь идет о наиболее необходимых программах для нашей страны. Это могут быть поисковики, карты, социально значимые приложения — такие, как, например, «Госуслуги». Кроме того, это могут быть онлайн-кинотеатры».

Кто лоббировал законопроект?

Его не одобряет Минкомсвязи, однако чиновники рассказывали , что лоббирует его администрация президента, так что позиция отдельного министерства роли здесь уже не играет. На первом голосовании за выступили 363 депутата и один против, на втором за был 341 депутат, против 

Зачем нужен этот законопроект?

Глава Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов сказал , что не понимает этого: «Мы направляли письмо по поводу этого законопроекта с призывом провести общественные слушания, но их так и не случилось. Не могу сказать, что конкретно у нас были какие-то правки в текст законопроекта — мы в целом не понимаем, зачем он нужен: он регулирует сферу, которая, на наш взгляд, в регуляции не нуждается. Непонятно, зачем обязывать законом предустанавливать приложения: мне не нужен закон, чтобы поставить "Яндекс. Навигатор" и скачать "Сбербанк Онлайн". Люди сами скачивают отечественные приложения, не потому что их обязывает закон, а потому что это удобные сервисы».

В пояснительной записке к закону утверждается : «Программы для ЭВМ, включая мобильные приложения и программы для телевизоров с функцией «смарт-ТВ», ориентированные преимущественно на российских пользователей, являются более привлекательными для российских потребителей, повышают удобство использования устройств, на которых они установлены, влияют на качество использования таких устройств, повышают ценность товара для потребителя. <...> Кроме того, законопроект обеспечит защиту интересов российских интернет-компаний, что позволит уменьшить количество злоупотреблений со стороны крупных иностранных компаний, работающих в сфере информационных технологий».

ВВС пишет, что одна из возможных причин интереса законодателей к продукции Apple – постепенное введение компанией технологии ESIM, которая позволяет смартфонам работать без сим-карты, что сокращает возможности для государственного контроля пользователей в рамках «пакета Яровой».

Почему его называют «Законом против Apple»?

Во время обсуждения законопроекта эксперты отмечали , что главная его цель — компания Apple, которую пытаются на уровне закона обязать устанавливать в iPhone и iPad российские приложения. Но операционная система iOS вообще не предполагает предустановки сторонних приложений, это не делается ни в одной из стран. Компания ответила, что принятие законопроекта вынудит ее «пересмотреть свою бизнес-модель в России». Учитывая то, что Россия – далеко не самый большой рынок для Apple, ее уход из страны вполне вероятен.

«Требование добавить в экосистему Apple сторонние приложения равноценно джейлбрейку (официально не поддерживаемый взлом файловой системы) и несет угрозы безопасности, а на такие риски компания не может пойти», – говорил собеседник «Коммерсанта», знакомый с позицией Apple, в апреле 2019 года.

Как к законопроекту относится бизнес?

Законопроект не обсуждался ни с представителями бизнеса, ни с экспертами, а его авторы не догадываются о последствиях его принятия, считает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. Он уверен, что поправки навредят и производителям, и разработчикам ПО, в том числе российским, так как рынок мобильных приложений – конкурентная среда, которая регулируется потребительским спросом и актуальным предложением новых приложений. При этом многие российские приложения на домашнем рынке лидируют. С появлением списка обязательных к приложений смысл конкуренции потеряется, уверен Гуськов: вместо того чтобы улучшать продукт, разработчики будут стремиться попасть в список правительства, а если приложение в него попадет, у них не будет стимула развивать его.

Некоторые эксперты уверены, что законопроект приведет к подорожанию даже тех смартфонов, производители которых согласятся на новые условия.