"..А за границу я на танке езжу.." из анекдота про русского времен СССР.
Осенью 1970 г. после окончания школы я был призван в армию. Мне предстояло провести положенные два года службы в рядах доблестных ВВС СССР. Сначала была ШМАС(школа младших авиаспециалистов) в Красноярске. Готовили там спецов радиолокационного обеспечения для ВВС. Эти пол года заслуживают отдельного рассказа, подробности службы опущу, может как-нибудь в следующий раз. И вот в мае 71 г. настал "малый дембель". Распределяли курсантов краснояского ШМАСа во все уголки великой страны от Кушки до Диксона, а некоторых даже и за рубежи Родины отправляли. Мне досталась Германия. Получили мы обмундирование ПШ, юфтевые сапоги и по вагонам. Через Москву, Беларуский вокзал, на Брест. Когда из Красноярска уезжали шел снег. В Бресте благоухание весны. Цвели каштаны. Пересадили нас в теплушки и прощай Родина. Польско-советскую границу пересекли ночью.
Первый польский город за речкой Тересполь не запомнился, проехали в темноте. Три дня эшелон тащился по Польше, объезжая крупные города, и вот наконец мы в Германии. Франкфурт-на-Одере. Тут мне запомнились дембеля на вокзале в форме старого образца, словно с парада Победы, в отутюженных яловых сапогах . Мы призыв 70 г. были первыми перешедшими на новую форму. И еще, в этот день в небе над Фракфуртом я видел вертолет В-12, самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолет, когда-либо построенный в мире. Он летел на выставку в Ле Бурже.
Потом были сутки на пересылке в Бранде, а от туда в боевую часть 16-й воздушной армии ГСВГ. Короткое путешествие, с сопровождающим старшиной сверхсрочником, по немецким ж\д с двухэтажными вагонами и раздельными вагонами для курящих и не курящих и вот мы в городе Мерзебурге, где нам предстоит провести полтора года службы. Тут располагался штаб 6-ой гвардейской истребительной авиационной дивизии и аэродром где базировался один из ее полков. По прибытии нас зачислили в 45 УАСУ (Узел автоматизированных систем управления) и распределили по группам, кого на локаторы на аэродром, кого на КП дивизии.
Немного о Мерзебурге, немецком городе с тысячелетней историей куда забросила меня судьба. Находится он в Саксонии-Анхальт в 30 км западнее Лейпцига на реке Заале.
Это был центр химической промышленности в восточной Германии. Крупные заводы Буна и Лёйна расположены были с запада и востока города . В Мерзебурге заканчивался нефтепровод "Дружба", по которому из СССР доставлялась нефть на переработку . Запомнились дымящие трубы заводов, на которых ночью горели красные сигнальные огни. Рядом с городом были огромные карьеры по добыче бурого угля . На нем работали электростанции, так же на угле было печное отопление в домах. Все это сильно влияло на окружающую среду города. Над ним постоянно висело облако ядовитых выбросов. Промышленные отходы сбрасывались в реку Заале и от нее исходил неприятный химический запах.
В городе было два гарнизона советских войск. Артгородок, в котором стояли артиллеристы, а так же располагался понтонно-мостовой полк. Еще в артгородке была 11 школа ГСВГ. Во втором, авиагородке, базировался 85-й истребительный полк, штаб 6-й ГИАД и штаб 45 РТБР ПВО.
Потом потянулись будни "боевого дежурства по охране воздушных границ социалистического лагеря". Именно такие слова произносились на утреннем разводе в части.
Увольнений как в Союзе в ГСВГ не было. Но пару раз нас водили в город на экскурсию в Епископский дворец, в народе именуемый Замком Черного Ворона. По легенде в 15 веке у хозяина замка пропало драгоценное кольцо и был казнен слуга на которого пало подозрение в краже. Позже при ремонте крыши замка кольцо было найдено в гнезде ворона. Ворон был приговорен к пожизненному сроку. С тех пор черный ворон и его потомки вот уже многие столетия живут в клетке этого замка.
Еще в центре города был парк с озером, которое советские солдаты называли "Лебединным".
Один раз нас посылали на работу на разрез. Там на его дне мы разбирали на кирпичи здание старого водоотлива. Кирпичи нужны были нашей части для строительства бокса в автопарке.
Незаметно пролетели полтора года солдатской службы , конечно не без впечатлений и приключений о которых можно долго рассказывать.
И подошла пора демобилизации. В тот год сибиряков отправляли домой в первой партии. На "дембель" уходили из пересылки в Ваймаре. Там мы под звуки "Прощания славянки" прошли дембельским маршем по улицам этого города. Потом опять погрузка в эшелон из теплушек и снова три дня через Польшу до Бреста. В пути встретился эшелон везущий молодое пополнение в ГСВГ. В Москве снова Белорусский вокзал, билет до Кемерово и я на Родине.
"Земляки", так называли друг друга солдаты в ГСВГ, не зависимо от национальности и места рождения. Мы были все солдаты одной империи под названием СССР.
Второй раз я побывал в Мерзебурге через 40 лет, когда не было уже ни ГДР, ни СССР. Об этом в следующий раз.