Найти тему
Жанна Морозова

Второе дыхание. Нужно ли учителю в образовательном процессе формировать у обучающихся «мягкие навыки» (Часть 79)

Источник:  Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Приветствую Вас на своём канале уважаемый читатель. В моих статьях не раз упоминалось о том, что наша инновационная образовательная среда ставит перед собой цель максимально интегрироваться в мировое образовательное пространство. Жизнь штука сложная. Сейчас все поняли, что мы предполагаем, а Бог располагает. И когда закончатся все тревожные события, вероятно не скоро станет понятно, что и с чем должно интегрироваться

Не совсем уместно в такой обстановке вести споры о том, чья образовательная среда или система лучше, чья продуктивнее, а чья демократичнее. Главная ценность этой позиции в том, что в процессе мировой глобализации каждый увидел и понял, что хорошо уже сейчас, а что можно сделать лучше

Спору нет, образовательная система СССР была продуктивной. Не смотря на то, что многие принципы этой (традиционной) образовательной модели устарели и морально и физически, тем не менее, некоторые вещи до сих пор можно рассматривать, трансформировать и переносить в современную образовательную среду. Взять хотя бы формирование ЗУНов в рамках фундаментальных наук (математика, физика, химия и др.), на основе которых базировалось всё политехническое образование

Эпохи меняются. Время идёт. Индустриальное общество сменилось на постиндустриальное, а то в свою очередь, на информационное. Думаю, что никто не будет отрицать, что быть профессионалом в любой области деятельности это превосходно всегда. Но как быть с такой ситуацией, когда человек - профессионал с известным именем, к примеру в отрасли энергетики, а передать свои знания другим он совершенно не в состоянии, он не владеет нужными компетенциями в области коммуникации. Они у него отсутствуют. Я напомню, что все свои примеры я привожу из той образовательной практики, с которой когда – то сама сталкивалась

Знания, технологии, средства труда сейчас меняются чрезвычайно быстро. Подавляющее большинство когда-то востребованных ранее практических профессиональных умений и навыков давно выполняют роботы и автоматизированные линии. Но были, есть и остаются навыки, которые робот никогда не сумеет выполнить

Формировать сложно, но можно!  Источник:  Яндекс картинки
Формировать сложно, но можно! Источник: Яндекс картинки

В западной компетентностной образовательной модели, так называемые Soft skills (софт скиллз, мягкие навыки, гибкие навыки) всегда существовали как обязательный аспект в конечном образовательном результате. В нашей обновлённой образовательной среде изначально использовалось понятие ключевые компетенции и многие были уверены, что именно этот термин войдёт в образовательный стандарт. Этого не произошло. Может и к лучшему, поскольку понятие компетентностная образовательная модель не является ни Советским, ни Российским

А вот что касается системно – деятельностного подхода – это полностью наработки наших Советских учёных (не буду делать ссылок, достаточно в поисковике набрать текст основоположники системно – деятельностного подхода). Поэтому считается, что в России разработана своя обновлённая образовательная система, где аналогом понятия «мягкие навыки» стали универсальные учебные действия (УУД). Некоторые схожие группы этих навыков и действий можно сравнивать по аналогии

Новый образовательный результат - требование ФГОС    Источник:  Яндекс картинки
Новый образовательный результат - требование ФГОС Источник: Яндекс картинки

Про УУД мы кое что уже знаем. Это универсальные учебные действия – регулятивные, познавательные и коммуникативные. Здесь я ещё раз напомню, что в ЯДРЕ среднего общего образования есть ещё упоминание про личностные УУД. Следовательно не надо беспокоиться о том, куда мы их отнесём. Будем рассматривать не три группы УУД, а четыре

Что и как к каждой из этих групп УУД относится, можно также посмотреть в этом самом ядре. Более лучшего и полного описания УУД нет ни в одном сборнике. А вот что из себя представляют Soft skills (мягкие навыки) попробуем разобраться вместе

Сразу оговорюсь, что поскольку информации на эту тему великое множество и не всегда удаётся докопаться до западного первоисточника. К примеру, модель компетенций Lominger содержит в себе 67 позиций. В этой статье я опишу общие тенденции, которые присущи всем западным первоисточникам, касаемо перечней групп мягких навыков. Здесь есть один проблемный момент. В каждую подгруппу выделенной группы мягких навыков может входить не один, а иногда даже и не два десятка личностных свойств и качеств обучающегося, которые он должен иметь на выходе. Но давно сформированы более или менее унифицированные укрупнённые группы мягких навыков, против которых ни у кого нет возражений

Актуальны везде и всегда!     Источник:  Яндекс картинки
Актуальны везде и всегда! Источник: Яндекс картинки

Все без исключения авторы выделяют следующие группы мягких навыков:

*умение договариваться с людьми, умение работать в команде, умение добывать нужную информацию и др.

Думаю, что здесь понятно, что в нашей образовательной системе на основе системно – деятельностного подхода речь может идти об аналоге коммуникативных УУД

К популярным коммуникациям можно отнести:

- убеждение и аргументацию;

- умение слушать;

- ведение переговоров;

-работу в группе;

-продуктивное общение и др.

*Универсальные навыки, такие как, личная эффективность, умение управлять собой, тайм менеджмент, критическое мышление, умение учиться и др. Эти навыки можно вполне сопоставить с личностными УУД

Что касается регулятивных УУД, они в первую очередь связаны с личностными УУД

В первую очередь, это управление собой:

- планирование и целеполагание;

- управление эмоциями;

- управление собственным развитием;

- энергия / энтузиазм / инициативность / настойчивость;

-рефлексия и др.

Очень полезное, если получилось его сформировать     Источник:  Яндекс картинки
Очень полезное, если получилось его сформировать Источник: Яндекс картинки

В западных моделях можно часто встретить такое понятие, как проектное мышление. В связи с этим можно предположить, что умения и навыки в области проектирования так же можно отнести к мягким навыкам. Как это не называй, но думаю, что здесь все согласятся с тем, что чтобы научиться выполнять проекты, нужно очень многое знать и уметь в первую очередь учителям. Здесь необходимо осмысленно использовать инструменты управления проектами в любой области деятельности и предметном содержании

Я не буду в эти аналогиях упоминать про познавательные УУД. При желании можно найти множество формулировок аналогов познавательных УУД тоже. Но здесь дело в том, что они в любом случае будут подвязаны под конкретное предметное содержание. На первую роль при формировании познавательных УУД выходят учебная мотивация и самоанализ ученика (аналог рефлексии)

Необходимость формирования в учебно – воспитательном процессе всех групп УУД очевидна. Как бы мы их не называли, владеть сегодня подобными личностными свойствами и качествами полезно не только обучающимся, но и многим взрослым. Жизнь показывает, что это не приходит само по себе. Только вот измерить их (УУД) сформированность и затем объективно оценить не получится так же, как усвоенные предметные знания. Нужен новый диагностический инструментарий. И это уже тема нового разговора. СПАСИБО. Продолжение следует

Источник:    Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Напишите, пожалуйста, в отзывах, насколько близка вам эта тематика

Выкладывайте фото. Спасибо!

Спасибо за лайк! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ