Гонконгские заводы были закрыты ставнями, а улицы были очищены по всей китайской провинции Хубэй, поскольку власти приказали жителям оставаться дома, чтобы остановить распространение коронавирус .
Похоже, эта блокировка имела непреднамеренное преимущество-голубое небо. Среднее количество "хорошего качества воздуха" в феврале увеличилось на 21,5%!!! по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает Министерство экологии и окружающей среды Китая. И Хубэй был не один.Спутниковые снимки, опубликованные НАСА и Европейским космическим агентством, показывают резкое сокращение выбросов двуокиси азота-тех, которые высвобождаются транспортными средствами, электростанциями и промышленными объектами-в крупных китайских городах в период с января по февраль. Видимое облако токсичного газа, висевшее над промышленными электростанциями, почти исчезло.
"Это первый раз, когда я видел такой драматический спуск над такой широкой областью для конкретного события",-говорит фей Лю, исследователь качества воздуха в Центре космических полетов НАСА в Годдарде. "Я не удивлен, потому что многие города по всей стране приняли меры, чтобы минимизировать распространение вируса."
Аналогичная картина сложилась и с углекислым газом ( CO2) - выделяемым при сжигании ископаемых видов топлива, таких как уголь.
С 3 февраля по 1 марта выбросы CO2 сократились по меньшей мере на 25% из-за мер по сдерживанию коронавируса, по данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), исследовательской организации по загрязнению воздуха.
Будучи крупнейшим загрязнителем в мире, Китай ежегодно вносит 30% мировых выбросов CO2, поэтому воздействие такого рода падения огромно, даже в течение короткого периода.
По оценкам CREA, это эквивалентно 200 миллионам тонн углекислого газа - более половины всего годового объема выбросов в Великобритании.
"Как мера, которая была эффективно осуществлена в одночасье, это более драматично, чем все остальное, что я видел с точки зрения воздействия на выбросы", - сказал Lauri Myllyvirta , ведущий аналитик CREA.
Но в то время как запретительные меры, направленные на сдерживание распространения вируса, вызвали мгновенный всплеск уровня загрязнения в Китае, эксперты предупреждают, что когда страна начнет перезагружать свою экономику , токсичные химические вещества могут подняться до более высоких уровней, чем до начала эпидемии.
Потребление угля падает
Падение производства нефти и стали, а также сокращение на 70% внутренних рейсов, способствовали падению выбросов, по данным CREA. Но самым большим драйвером стало резкое снижение потребления угля в Китае.
Китай является крупнейшим в мире производителем и потребителем угля, используя этот ресурс для 59% своей энергии в 2018 году. Наряду с работающими электростанциями и другими тяжелыми отраслями промышленности, уголь также является единственным источником тепла для миллионов домов в обширных сельских районах страны.
Крупнейшие угольные электростанции страны показали снижение потребления электроэнергии с 3 февраля по 1 марта на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, согласно анализу CREA статистики службы ветровых данных.
Использование угля в Китае резко падает
Потребление упало на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года,
С вверху в низ Использование угля в Китае резко падает Потребление упало на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, поскольку вспышка коронавируса поставила большую часть страны под запрет
"Крупнейшие потребители угля-угольные электростанции-сильно пострадали из-за снижения спроса на электроэнергию", - сказал Myllyvirta . "Я думаю, что ясно, что этот эффект будет продолжаться в течение следующих недель и месяцев, потому что там также было значительное влияние на сторону спроса в экономике."
В 2017 году председатель КНР Си Цзиньпин пообещал сделать борьбу с загрязнением окружающей среды одной из "трех битв" Китая, а в следующем году было создано Министерство экологии и окружающей среды.
Политика привела к значительному воздействию, с общим уровнем загрязнения на 10% ниже по китайским городам между 2017 и 2018 годами, согласно отчету, опубликованному в прошлом году Greenpeace и AirVisual.
Климатические активисты говорят, что кризис может предоставить окно для наращивания этих обещанных реформ.
"Мы бы очень выступали за то, чтобы Китай использовал эту возможность для преобразования своей экономики, чтобы отделиться от старой", - сказал Ли Шуо, старший советник по климатической политике для Greenpeace Восточной Азии.
Проклятие загрязнения окружающей среды"
Озабоченность, по словам Ли, заключается в том, что после того, как угроза коронавируса пройдет, Китай будет полностью сосредоточен на возобновлении своей экономики, которая уже пострадала в результате американо-китайской торговой войны.
Это может произойти за счет окружающей среды.
"Возможно, будет проведен раунд экономических стимулов, который позволит ввести дешевые кредиты для тяжелой промышленности Китая, и в результате этого мы можем увидеть увеличение выбросов загрязняющих веществ, а также выбросов углерода во второй половине этого года", - добавил Ли.Этот эффект отскока - который иногда может обратить вспять любое общее падение выбросов-это то, что Ли называет "загрязнением мести"." И в Китае это имеет прецедент.
В 2009 году китайское правительство запустило гигантский пакет стимулов на сумму $ 586 млрд в ответ на мировой финансовый кризис-большая часть которого пошла на крупномасштабные инфраструктурные проекты.Но последовавший за этим взрыв загрязнения в последующие годы - особенно в "airpocalypse" зимой 2012-2013-привел к общественному возмущению, которое положило начало первому национальному плану действий китайского правительства по борьбе с загрязнением воздуха в сентябре 2013 года.
Президент ясно дал понять, что рабочие и фабрики должны наращивать свою деятельность как можно скорее, если страна хочет избежать более крутого экономического спада.Эколог Lauri Myllyvirta надеется, что Китай извлек уроки из прошлого. "Это были действительно те предыдущие эпизоды, когда он кипел", - говорит Myllyvirta , который также предупреждает о публичной реакции, если небо снова станет серым. "Сокращение загрязнения воздуха было очень ясно, поэтому, если загрязнение действительно вернется, из-за стимулирующих мер, из-за того, что тяжелая промышленность переходит в овердрайв (в полную силу), чтобы компенсировать потерянное время, может быть встречная реакция."
Загрязнение Гонконга падает
В соседнем Гонконге качество воздуха также улучшилось с тех пор, как город вступил в режим частичного отключения для борьбы с распространением коронавируса. Ключевые загрязнители воздуха упали почти на треть с января по февраль, согласно данным Гонконгской университетской Школы общественного здравоохранения, которые были проанализированы экологической организацией Clean Air Network.
Мониторинг станций в наиболее загруженных районах Гонконга, включая Центральный район, бухту Козуэй-Бей и Монгкок, показал, что содержание мелких частиц загрязняющего вещества PM2.5 снизилось на 32%, в то время как более крупные частицы загрязняющего вещества PM10 снизились на 29%, а диоксид азота (NO2) - на 22%.
Загрязнение в городе в основном вызвано автотранспортом, морскими судами и электростанциями в Гонконге и вокруг дельты реки Перл, говорит правительство.Снижение уровня вредных загрязняющих веществ произошло в прямой корреляции с введением правительством Гонконга мер, включающих работу на дому, закрытие некоторых общественных объектов и частичное закрытие границы с Китаем.
Снижение уровня загрязнения в континентальном Китае в течение этого периода также привело к уменьшению регионального смога от промышленных городов электростанций в южной провинции Гуандун.
"Есть много людей, которые работают из дома, и это снизило трафик и пробки на дорогах", - сказал Patrick Fung урбанист. , председатель сети чистого воздуха . Меры Гонконга были далеко не столь радикальными, как в континентальном Китае, но все же они оказали значительное воздействие. Patrick Fung. проводил кампанию о долгосрочном воздействии загрязнения воздуха на здоровье в Гонконге, которое, по его словам, вызывает в среднем 1500 преждевременных смертей в год в городе.
"В течение последнего десятилетия загрязнение воздуха Гонконга было вдвое выше рекомендованного Всемирной Организацией Здравоохранения безопасного уровня", - говорит Фунг.
"Особенно на обочине дороги, где многие пешеходы и пассажиры подвергаются воздействию такого рода токсичных и канцерогенных загрязнителей воздуха."Правительство Гонконга действительно включило в свой недавний бюджет целый ряд мер "зеленой" политики, включая дорожную карту по экологически чистым общественным транспортным средствам.
Fung говорит, что объявление было хорошим "первым шагом", но многое еще нужно сделать. Теперь, Fung считает, что этот краткий период чистого воздуха должен послать сообщение для людей, чтобы подтолкнуть к более долгосрочным изменениям. "Если мы хотим, чтобы дети, пожилые люди, которые могли бы жить здоровой жизнью в Гонконге, то мы должны думать, как сделать бизнес, как обычно изменить", - говорит Fung .