Найти в Дзене
Genesis family

Джон Мейхью - третий барабанщик Genesis

Сегодня исполнилось бы 73 года Джону Мейхью, третьему барабанщику группы Genesis.

Джон был человеком не простой, но довольно интересной судьбы. О его детстве мало что известно, кроме того, что он родился и вырос в Ипсвиче и имел старшего брата. Вскоре их родители расстались. Джон остался с отцом, а брат Пол - с мамой. С этого момента связь между братьями оборвалась.

Музыкальная карьера Джона началась в 1963 году. Вот что вспоминал сам Джон:

"Когда мне было 16, у моего школьного друга отец играл в одной группе на нескольких струнных инструментах. Сам этот друг играл на бас-гитаре. Также у них был барабанщик, но он не вписывался в коллектив. В итоге меня и пригласили. При этом на тот момент я ни разу в своей жизни не держал барабанные палочки! Но я регулярно ходил в репетиционный зал, занимался с ними".

После он сменил еще много групп, а параллельно еще работал. В 19 лет Мейхью переехал в Лондон - там и возможности, да и музыкальная сцена сильнее. В 1969 году, после ухода из группы Milton’s Fingers, он начал рассылать свои телефоны.

"Я не кидал объявления в Melody Maker, а всего лишь рассылал свой телефон по Лондону, при этом особо не задумывался ни о чем. Мне казалось, что следующая группа у меня, скорее всего, будет поп-направления, но это будет просто "ещё одна группа".

В тот день я работал. Домой пришел в 4-5 вечера, и тут же моя жена Никки сказала, что звонил некий Майк Резерфорд из группы Genesis. И, мол, еще перезвонит в 6 часов. Ровно в это время телефон зазвонил - и я по лестнице бегом к трубке... Судя по нашему разговору, скорее он пытался меня убедить к ним присоединиться, чем я пытался его убедить своей кандидатурой. Вообще в названии Genesis мне виделось что-то особенное... Так или иначе, меня пригласили в дом Энтони Филлипса. За мной заехал черный такси с Питером Гэбриэлом, Ричардом Макфейлом и еще кем-то. А я еще с собой захватил свою барабанную установку. Питер сидел сзади, весь окруженный бумагами, текстами. Это впечатлило. Я сам любил - и люблю - что-то записывать в блокноты".

By the way... Возможно, мелочь, но интересно, что сам Майк Резерфорд, судя по всему, об этом забыл, поскольку в своей книге он написал, что это Питер нашел Джона Мейхью...

-2

Тони Бэнкс:
"Джон впечатлил нас на прослушивании. Он не только принес свою барабанную установку - чего делали немногие - но еще и пользовался различными тарелками, перкуссией. Мы воскликнули: "Эй, мы столько лет этого ждали!" Джон был профессионалом и был хорош для выступлений. Он не волновался. Плюс он помог нам лучше узнать материал.
При этом он не являлся творцом! Мы сочинили большинство его партий. Помню, во время очередного спора он сказал: "Вот нравится вам меня унижать!" Это напрягало... Жаль его, он был единственным, кто пришел к нам из реального мира, в то время как мы вышли все из Чартерхауса, со своей манерой общения. Ему приходилось с этим мириться".

Энтони Филлипс:
"Джон был тихим и, разумеется, лучшим барабанщиком среди тех, кто у нас играл до него. Он был старше на 3-4 года и, как мне кажется, не знал, как с нами себя вести. Мне казалось, что он считал нас избалованными!"

Питер Гэбриэл:
"Джон был очень хорошим барабанщиком, но, полагаю, что с нами ему было сложно. Мы-то все росли вместе, у нас свой язык. А с ним же стоял некий барьер. Хотя он и помог нам продвинуться вперед и, безусловно, являлся профессионалом, в отличие от нас".

Джон Мейхью:
"Все они оказались очень гостеприимными. Они не выглядели мажорами. Просто парни, которые работали, жили и играли вместе музыку, причем к ней они относились очень серьезно. Помню слова Тони, мол, если они через год не попадут в Америку, то он уйдет.

Подобную музыку я никогда не слышал. Пытался, конечно, определить их стиль, но это не легко. Для меня это был вызов. Всё-таки я всегда рос самоучкой и никаких уроков не брал. Что у меня действительно хорошо получалось - это играть четко в ритм, не сбиваясь. Видно, это их привлекло. Плюс у меня был большой опыт выступлений, в то время как они тогда еще не выступали.

Вместе со всеми я переехал в Рождественский коттедж. Мы очень много работали. Вставали рано, начинали репетировать, делали перерыв на обед, потом обратно... Могу представить, как волновались родители, которые, наверное, считали, что мы бездельники, пьем, принимаем наркотики, но нет... мы жили как монахи. В пабы и в рестораны не ходили. Да, с Ричардом мы попробовали косяк, но после первой пробы мне стыдно стало. Мало ли, парни еще подумают, что я наркоман. Но это же не так!

Меня часто спрашивают, были ли там какие-то истерики, споры... Да никогда! Впрочем, если бы и были, всё равно не сказал бы. Не пытаюсь защитить их имя. Но и ни разу не видел, чтобы кто-то терял самообладание, хлопал дверью или что-то такое. Позже? Не исключаю. Стрессы, страхи, беспокойства - да, имели место.

Передвигались мы на хлебном фургоне Ричарда. Меня попросили сделать перегородку, хотя я до этого ничем подобным не занимался. Но сделал. А еще крышку для органа Тони. На одном из выступлений одна клавиша за что-то зацепилась и вылетела. Но я нашел где-то винт, кусок дерева, прикрутил ключом, чтобы Тони хоть как-то смог играть.

У Энтони и Питера часто возникали идеи по поводу ритмических рисунков. Я пытался их слушать. Поверьте, оно того стоит! Идеи действительно оказывались хорошими. Параллельно мы часто слушали альбом "The Court of the Crimson King", особенно мне были интересны их брейки. Я часто пытался понять, не собираются ли они искать такого же барабанщика, как у King Crimson?

-3

Trespass... не особо хорошо помню, как мы его записывали. Благодаря репетициям и концертам, мы отлично отточили весь материал, поэтому и записали все быстро. Мои любимые песни? "The Knife" и "Looking For Someone"".

Ричард Макфейл:
"Вспоминаю нашу вторую встречу с представителями Charisma, на которой мы говорили о транспорте, жилье... Страт предложил зарплату в размере 15 фунтов в неделю... "Этого вполне достаточно!" - сказал он смачным голосом. На что Джон Мейхью ответил: "Думаю, мы могли бы и за 10 неплохо справиться..." В этот момент все посмотрели на него и начали пинать под столом. Ну и в итоге нам начали выдавать 10-ку... в том числе и мне.
Джон Мейхью, царствие ему небесное, был замечательным плотником, но не барабанщиком... Он смастерил прекрасное сидение в фургоне, мы теперь могли и сидеть, и аппаратуру перевозить в человеческих условиях. Да и человеком он был хорошим, но всё же не достаточно хорошим барабанщиком для Genesis".

После записи альбома Trespass из группы ушел Энтони Филлипс. Genesis оказались на грани распада. Ричард уговорил ребят попробовать найти замену. Тони дал согласие, но при условии, что у них будет и новый барабанщик.

Тони Бэнкс:
"Мы нуждались в хорошем барабанщике, все это понимали. Я ощущал необходимость в человеке творческом, которому не нужно будет говорить, что делать. В итоге оказалось, что найти такого барабанщика станет проще, чем гитариста".

Ричард Макфейл:
"Мы все понимали, что Джон не справляется, но только у Тони хватило смелости сказать об этом вслух. В какой-то степени он воспользовался уходом Энтони, чтобы помимо гитариста найти и лучший вариант с барабанами. И он прав. В итоге Питер, Тони и Майк отправились к Джону, чтобы сообщить ему неприятные новости".

Джон Мейхью:
"Со свойственным заиканием Питер произнес: "Джон, пришло твое время покинуть группу". Мол, ему жаль, но они ищут нового барабанщика и новую жизнь. Конечно, мне было больно. До слез. Больно, что ты выкладываешься во все это целый год. Я тогда боролся и с тревогами, и с депрессией в течение многих лет, так недалеко и до психологического надлома... Но всё же воспитание дало о себе знать".

Всё следующее десятилетие Джон продолжал играть в разных группах, даже когда в 1977 году переехал в Новую Зеландию, а потом и в Австралию. Днем он работал плотником, а вечером садился за барабаны. Но в 1982 году он куда подальше задвинул барабанную установку и начал развивать другие интересы.

Джон Мейхью:
"Это случилось в пригороде Сиднея. По пути на очередной концерт я сказал себе: "Если всё будет по-старому, то я уйду". Шел ливень, я весь взмок, замерз, а в карманах всего лишь полсотни долларов. Картина маслом... Я знал, что это последний концерт. Но мне хотелось чего-то нового в жизни. В результате я поступил в колледж и через 3 года получил диплом. Моя жизнь изменилась.

Ходил ли я на концерты группы в дальнейшем? Нет. В 1984-85 годах я пошел на концерт Фила Коллинза в городе Перт, в Западной Австралии. Но только один раз.

Жалею ли сейчас об уходе из Genesis? Нет. В техническом плане, Фил Коллинз гораздо лучше. Им требовалась инъекция энергии на той стадии. Конечно, может, и жизнь сложилась бы по-другому, и денег зарабатывал бы больше, но... я ни о чем не жалею".

Джон начал работать сценографом, а также создавал копии антикварной мебели. С Genesis он потерял всякие контакты и долгие годы считался без вести пропавшим.

Но "пропавший" обнаружился совершенно случайным образом! На семинаре (sic!) шотландского дизайнера мебели Чарльза Ренни Макинтоша...

Джон Мейхью:
"О, это интересная история! Был такой Чарльз Ренни Макинтош, не думаю, что о нем кто-то знает. А мне было интересно, как он делает свою мебель. Я пошел на его курсы. Помимо меня там находились еще 10 человек. И как-то мы с одним разговорились, и он мне сказал: "Мой племянник на гитаре играет...". А я ему: "О, а я на барабанах играл". При этом я не хотел упоминать ничего о Genesis. Мол, просто скажу, что в старые времена играл и всё такое... А он оказался большим поклонником группы, благодаря своему отцу. Плюс ещё увидел мое имя в списке. И вот представьте наш диалог:
- Мой племянник на гитаре играет...
- А я на барабанах играл.
- Да ладно! Быть не может.
- Серьезно!
- Нет...
- Да!
- Нет!
И так 3 дня подряд... Как я потом узнал, он связался с веб-сайтом Genesis и через пару недель на меня вышла представительница Hit&Run Кэрол Уиллис. Меня попросили дать интервью Филиппу Дойлу, потом приехал Дэвид Бриджесс и рассказал о мероприятии Genesis Convention. Я и приехал..."

Таким образом, в мае 2006 года Джон Мейхью стал почетным гостем на конференции Genesis Convention в Лондоне, где снова встретился с Энтони Филлипсом впервые за эти годы, а также со Стивом Хакеттом.

-4

Джон Мейхью:
"Волнительная встреча. Все эти годы я жил с мыслью, что тянул группу назад. Он удивился: "Да с чего ты взял?". А я ему: "А что, разве не так?". Он: "Вообще ни разу!" После нашей небольшой беседы я понял, что всё-таки помог им обеспечить прочную платформу, на которой они смогли создать свлй репертуар и войти в профессиональный мир.
Та встреча с Энтони была небольшой. Чуть поговорили, пожали руки и разошлись. Больше не общались".

Кавер группа ReGenesis также пригласила его сыграть на барабанах в песне "The Knife". Вскоре Джон понял, что поклонники никогда и не думали о нем как о "барабанщике, который тянул группу назад", а считали его частью семьи, как и его более известные коллеги и преемники по Genesis. Вероятно, он был сильно удивлен, тем признанием, которое он заслужил спустя 35 лет. В сентябре 2006 года он посетил Вторую встречу итальянского фан-клуба DUSKday, а в октябре стал почетным гостем на мероприятии Evolution of Genesis. Он давал интервью на сцене и с радостью делился своими воспоминаниями.

Спустя 36 лет руководство Genesis выплатило ему все гонорары за альбом Trespass, он планировал вернуться в Австралию и по-настоящему насладиться выходом на пенсию. Но судя по всему, так и остался в Глазго.

В марте 2009 года его брат Пол, с которым он потерял все контакты, начал искать Джона, чтобы воссоединить семью после всех этих лет. Пол ничего не знал о своем брате - ни где он жил и ни что с ним случилось. Его поиски были поддержаны статьей в газете Evening Star. Но к сожалению, им стало известно, что Джон скончался через 2 дня после начала этих поисков. Джон Мейхью умер от сердечного приступа 26 марта 2009 года.

-5