Найти в Дзене
Владимир Барсуков

Как я снимался у Михалкова,Мережко и Прошкина.Часть 1-я.Михалков

"Как я дошел до жизни такой"

Так получилось, что за последние три года я, 30-летний житель провинциального города, не имеющий никакого отношения к актерской профессии, снялся в трех фильмах известных режиссеров – Никиты Михалкова («Утомленные солнцем-2»), Виктора Мережко («Хуторянин») и Андрея Прошкина («Чарли»), работа над которыми частично проходила в Таганроге. Оказалось, что мне интересны съемки: это отрыв от повседневности, возможность побывать в тех местах, куда никогда бы не попал. А еще мне нравится смотреть, как ведут себя на съемочной площадке «люди из массовки». Ведь многие ждут от этих съемок чего-то необыкновенного, а потом разочаровываются. Меняется их привычный мир, и взрослому человеку порой трудно понять, зачем он встал в 5 утра, нацепил старую шинель, измазал лицо сажей и пролежал целый час в грязи... А вот «массовочным» детям даже не приходится ничего объяснять – они верят в магию кино. Наверное, я тоже немного верю, поэтому мне проще лежать в грязи и думать, что я делаю, что-то необычное и вношу «свой вклад в искусство»...

Антон Барсуков.
Антон Барсуков.

«Утомленные солнцем-2»

На кастинг я попал случайно, мой папа узнал, что Михалков снимает в Таганроге, и мы поехали, чтобы записаться в массовку. Увидели огромную очередь из желающих попасть на съемки. В основном – молодежь, дети, а также несколько взрослых мужичков, вроде моего отца. Предстояло снимать сцену бомбардировки немецкими самолетами баржи, на которой пытались спастись советские беженцы. Ассистенты Михалкова выразили сомнение в папиных физических возможностях (а он, как чувствовал: неделю перед этим ходил в бассейн – набирал форму). Очередь продвигалась очень медленно, перед нами осталось несколько человек, когда сказали, что больше люди не нужны. Это было обидно – простоять полдня в ожидании и не попасть! Нас все-таки записали (правда, папу пропустили со скрипом), а остальных, увы, отправили домой... Через пару недель мы приехали на место сбора съемочной группы. Нас погрузили в автобус и отвезли в порт. Многие люди были здесь уже не в первый раз и весело рассказывали о предыдущих съемках «актерам»-новичкам. Нужно заметить, что мой папа – фанат кинематографа и давний поклонник Никиты Михалкова, издалека статью чем-то похож на него. И когда он появился на площадке, один из ассистентов выразил сожаление, что Михалков сегодня не снимается, а то папу взяли бы дублером. Тем дело и кончилось, но папа это запомнил...

Папа
Папа

Итак, шли приготовления к съемкам, люди бегали и суетились, вокруг было много машин со съемочным оборудованием. На площадку прилетел вертолет, на него установили камеру.

Это последний фильм Н.Михалкова,снятый на киноплёнку.
Это последний фильм Н.Михалкова,снятый на киноплёнку.

Мы все стали фотографироваться на его фоне. Вскоре в рупор стали кричать, что пора отправляться, мы поднялись по трапу на баржу, костюмеры и гримеры начали нас одевать и красить. Нужны были «раненые», ко мне подошла девушка и спросила, что перевязать, голову или руку, я выбрал руку. Мне достался спасательный жилет, его я поддел под гимнастерку (как выяснилось, жилетов на всех не хватило) .

Повезло!
Повезло!

Первой от берега отплыла баржа со съемочной группой, за ней – пожарный катер и несколько маленьких катеров МЧС. Чтобы доплыть до места съемок, потребовалось минут сорок. Погода была хорошая, немного облачная, пробивалось солнышко. Судя по посадке корабля, глубина была больше трех метров. В воду стали кидать инвентарь: старые фляги, чемоданы, костыли, даже дверь деревянную, на нее потом забрался матрос. Прозвучала команда прыгать в воду, я подошел к борту и неохотно прыгнул. Режиссер сказал, чтобы в воде мы держались за реквизит, но многие предметы успели уплыть, пришлось их догонять.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Я один из первых очутился в воде, и так как у меня был жилет, спокойно держась на плаву, я помогал остальным подплыть к своим предметам: кто-то схватился за бочку, кто-то за костыли. Через несколько минут баржа стала отплывать, и мы остались одни. До берега было очень далеко, и «своим ходом» пришлось бы плыть полдня. Конечно, вдали стояли быстроходные катера МЧС, готовые подоспеть в любую минуту, но ощущение было, что мы действительно посредине моря и потерпели крушение...

Катер МЧС.
Катер МЧС.

Холод стал пробирать... Через 10 минут кто-то из детей не выдержал и поднял руку, к нему быстро подъехал катер, и его достали из воды. Вскоре начали снимать, вертолет стал быстро приближаться, имитируя атаку, ветер от лопастей стал разбрызгивать воду, поднялись волны и брызги полетели в лицо.

Дронов ещё не было...
Дронов ещё не было...

Все старались держаться вместе, но кого-то сносило течением, а я старался болтать руками и ногами, чтобы не отплывать и не замерзнуть. Так мы снимали дубль за дублем, губы уже у всех посинели, а вертолет все кружил и кружил... По нынешним меркам для нас это было кино в формате примерно 10D. Наконец, вертолет улетел, и к нам медленно стала подходить баржа. Все облегченно вздохнули. Нужно заметить, что папа не ударил лицом в грязь перед молодежью и на баржу поднялся последним. Там нас отпаивали горячем чаем с мятой. Какой-то солдат даже достал водку и стал всем предлагать. Мы отказались. На берегу нас ждала полевая кухня:на обед была гречка с мясом. Все так проголодались, что многие просили добавку, и ее охотно раздавали. В итоге все остались довольны этим приключением.

Сушимся...
Сушимся...

...Спустя некоторое время, после встречи ветеранов,папа весьма неудачно упал и ободрал в кровь колени. А через пару дней, прилетев на отдых в Турцию, он с загадочным видом ходил по Кемеру в шортах с поцарапанными коленями, и, хлебнув ракии, рассказывал юным русским туристкам о тяжкой доле российского каскадера: типа они (кинозвезды) только в постелях на крупных планах, а вот мы, «каскадеры», за них в атаку ходим... и в море тонем... за сущие копейки...

"Раненый"папа.
"Раненый"папа.

Антон Барсуков.

Фото из архива автора

Продолжение следует...