Армянский храм, турецкая мечеть, Иван Константинович Айвазовский и красоты старой Феодосии - в этой главе
Начало здесь: Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Глава 5 | Глава 6
Феодосия, несмотря на вечернее негостеприимство, по-прежнему остаётся одним из любимых мною городов в Крыму. Она прекрасно сохранилась, здесь есть просто потрясающие дома, классные улицы, здесь феноменальная сохранность дореволюционной архитектуры и особый шик - железная дорога вдоль набережной. Здесь есть все предпосылки для того, чтобы город стал классным курортом.
Но вместо этого... Вместо этого дичайший сервис, полная неблагоустроенность, какие-то непонятные шалманы, пробки в центре и куча маршруток. В общем, дикий город, по которому совершенно не хочется гулять, а это именно то, что делать в Феодосии нужно.
И поскольку я знал дорогу, и знал, сколько она у меня отнимет времени, я позволил себе небольшую утреннюю прогулку по городу. Основательно по Феодосии я погулял ещё два года назад - она мало изменилась с того времени. А в этот раз я решил посетить две интереснейшие святыни города - старый армянский храм с могилой Айвазовскому и мечеть Муфти Джами.
Старинная церковь Сурб Саркис (Церковь Святого Сергия) была построена в 1330 году, и традиционно считается старейшим армянским храмом Феодосии. Сурб Саркис был очагом армянской культуры, при нём действовал скрипторий (мастерская по переписке рукописей), развивалось искусство гравюры, тут творили известные армянские поэты, художники, историки и философы того времени. Некоторые рукописи из этого скриптория нынче хранятся в Национальной библиотеке Франции в Париже.
Церковь неразрывно связана с жизнью Ивана Константиновича Айвазовского. Здесь он был крещён, здесь он был венчан и здесь же был отпет и похоронен на территории храма. Когда в 1888 году церковь пострадала от пожара, то именно на средства Айвазовского она была восстановлена, и он собственноручно расписал её по новой.
В советские годы церковь не разрушили (какое-то время на её базе даже работал лапидарий местного музея), но из-за строительства многоэтажных домов в округе была разрушена древняя дренажная система, и церковь стали подтапливать грунтовые воды, в результате чего окончательно были утрачены остатки фресковой росписи, в том числе и работы Айвазовского. Сейчас это вновь действующий храм.
В извилистых улочках центра Феодосии легко заблудиться - и я заблудился. Пришлось даже прибегать к помощи навигатора, чтобы отыскать в этой паутине красавицу Муфти Джами. В какой-то мере мне повезло - храм был открыт, а на территории храма и в нём самом не было ни одной живой души. Удивительное доверие к мирянам!
Мечеть младше армянской церкви на 330 лет. Она была построена кефинскими турками (а к тому времени город уже назывался Кефе) в стиле старых стамбульских мечетей. После присоединения Крыма в XVIII веке здание отдали армянским католикам Феодосии.
Муфти Джами, как и Сурб Саркис, почти не декорирована. Но если Сурб Саркис последние остатки декора растерял в результате бездумного строительства в округе, то Муфти Джами никогда особо богато украшенной не была. Аскетичное убранство мечети призывало верующего сосредоточиться на молитве и только на ней. Традиционные украшения в виде изречений из Корана и имён Аллаха, выведенных арабской вязью, в мечети, тем не менее, присутствуют.
Муфти Джами - единственное мусульманское культовое историческое здание в Феодосии, дошедшее до наших дней. Это большая пятничная соборная мечеть: мусульмане собирались здесь на праздничный джума-намаз в полдень пятницы, святого для мусульман дня. В остальные дни и остальные молитвы мусульманин мог совершать в так называемых квартальных мечетях, или, как их называли турки и крымские татары, “маале-джами”. Маале от арабского “махалля”, то есть городской квартал.
Феодосия, она же Кефе - город очень древний. Причём Феодосия — это исторически первое название этого города, данное ему при основании греками из Милета, и означающее “Богом данная”. После здесь обосновались генуэзцы, и переименовали город в Каффу. А уж потом турки немного смягчили звучание этого названия, и Каффа превратилась в Кефе. Кефе, она же Каффа, дала Европе две вещи. Плоды их Европа пожинала очень долго, и пожинает до сих пор. Вопреки распространённому мнению о том, что кофе в Европу завезли турки (знаменитые венские кофейни появились не после, а незадолго до осады Османами столицы Габсбургов), кофе в Европе появился раньше. Привезённый ещё в X веке арабами в крупнейший на Чёрном море морской торговый порт Каффы, кофе начал своё победное шествие сначала по Крыму, потом по Восточной Европе (первое упоминание о кофейнях во Львове относится к XI веку), и добрался до Европы раньше начала экспансии Османов на запад. Кстати, вы знаете, где впервые обнаружили кофе? В провинции Каффа в Эфиопии. Сравните эти два названия - родины кофе и средневековое название Феодосии. А вот вторая вещь... В XIV веке отсюда начала своё печальное шествие по Европе эпидемия “чёрной смерти” - бубонной чумы. По всему миру в те годы эта чудовищная пандемия унесла жизни 60 миллионов человек!
Благодаря своему положению Феодосия очень быстро росла и крепла. Ещё при генуэзцах достигнув наивысшего расцвета, она не теряла статуса крупнейшего регионального морского порта и торгового центра, за что турки даже нарекли её “Кучюк Истанбул” - Маленький Стамбул. Хотя по формальным признакам, ещё до расцвета и возвеличивания Стамбула, в XV веке Каффа превосходила его по размерам и населению.
Кстати, до вторжения на полуостров турок в Кефе действовала весьма любопытная система местного самоуправления. Город управлялся непосредственно из Генуи, где для этого был создан даже специальный совет - Официя Газарии. Он, этот совет, и назначал консула города, который сменялся каждый год. Таким образом генуэзцы пытались уберечь властные структуры города от бюрократии и коррупции.
Османам Кефе принадлежала всю дорогу, пока существовало Крымское ханство, здесь пребывал турецкий наместник, управлявший всеми владениями турок в Крыму и на Тамани. Конец турецкому владычеству пришёл в 1784 году, и после вхождения в состав России Кефе, переименованной к тому времени в Феодосию, крупно не повезло. Порт Феодосии проиграл конкурентную борьбу порту Таганрога. Город значительно опустел. Если в средние века его населяло 70 тысяч человек, то к началу XIX века - всего 4 тысячи.
Стараниями Ивана Константиновича Айвазовского в городе перестроили порт, а, главное, город получил прямое железнодорожное сообщение с Москвой и Питером, что дало толчок к развитию курорта. В город пришла вода Субашских источников, и была решена ещё одна многовековая проблема Феодосии - проблема дефицита пресной воды.
В начале ХХ века Феодосия, как и вся страна, пережила революцию. И столкнулась с ужасами гражданской войны. Сразу после октября, зимой 1918 года, большевики без суда и следствия просто физически уничтожали здесь всех, кто был не согласен с красной идеологией. В это же время морем с Кавказа в Феодосию прибыл транспорт с полей Первой мировой, на котором в город прибыли белые офицеры. Живым не остался никто. После гражданской финансы города пришли в упадок, и большевики придумали прекрасный способ пополнить казну: брать “буржуев” в заложники и требовать выкуп. Сумма выкупа - 5 000 000 полновесных царских рублей. Разумеется, сумма неподъёмная. Снова начались казни, а тут ещё Декрет Совнаркома “Социалистическое отечество в опасности” подоспел как раз вовремя, развязав руки красным палачам. Досталось в этой вакханалии даже картинной галерее Айвазовского: её разграбили.
Вы думаете, пошумели и остыли? Чёрта с два. Из Феодосии должны были эвакуировать части Врангелевской армии, успевшей на короткий срок занять город и остановить красные зверства. Но Красная Армия уже была на полуострове. В первую же ночь “восстановленной” красной власти было казнено 500 человек. Для заключённых были организованы концлагеря, по условиям содержания мало чем отличавшиеся от фашистких. О жестокости красных писали сами же красные “офицеры”, удивляясь зверствам своих же “товарищей”. Во время расстрелов (фактически пальбы по толпе) умирали не все. Раненые расползались по окрестностям. Их откармливали и выхаживали простые люди. Процесс выявления таких “расползантов” приводил население в ужас: сначала ликвидировали заключённого, а потом в буквальном смысле до седьмого колена расстреливали семьи “укрывателей”. Только в Феодосии в “благих целях революции” красные уничтожили 12 000 человек. Тех, кого в 1918-м не добили красные, в 1921-м добил голод, который цветов не различал.
Дело красных во время Второй мировой продолжили коричневые. За время оккупации к тем 12 000, которых “вынесли” большевики, прибавились ещё 8 000 жизней. Город был разрушен почти до основания. Удивительно, как по кирпичикам его восстановили, и удивительно, почему после разрушений по Феодосийской модели не восстановили, к примеру, Калининград.
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!
Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях |
Проект "Путешествия"
Цикл "Крымская авантюра"
Глава 1. Флирт с судьбой | Глава 2. Добро пожаловать в Краснодар! | Глава 3. День первый | Глава 4. День второй, или из Кубани на Тамань | Глава 5. День третий или у парома выходной | Глава 6. День 4, или "Он едет из Тамани в Крым"