Найти тему

Социальность, история (9-11)

(Начало)

9. История движется сдвигами в культуре и сдвигами в технологиях. Частными проявлениями этой пары феноменов уже в экономике являются «производственные отношения» и «производительные силы». При этом системные культурно-исторические комплексы (цивилизации) образуют над-системные мета-цивилизационные образования – Формации, коими являются Запад, Русь и Восток. А системные общественно-экономические комплексы являются Платформами (ОЭП). В историческом движении происходит смена лидирующих Платформ и смена лидирующих Цивилизаций и Формаций. Эта смена происходит в борьбе внутренней и внешней, между Платформами и между Цивилизациями. Понимание того, что Технологии (силы) и Культура (отношения), Платформы и Цивилизации есть проявления экономических и культурных форм человека, форм его сознания, которые дополнительны в целостности, поможет обретению гармонии без уничтожения форм, но подъёмом самого сознания.

10. Ложь универсализма так называемых марксистских ОЭФ (Общественно-экономических формаций) находится в разных уровнях: для человечества в целом, в понимании истории и в отдельных позициях, связанных с этим конструктом (ПО, ПС, их каузальная связь и «диалектика», рост производительности труда, роль классов, и т.д.). То, что сейчас называют ОЭФ (рабовладение, феодализм, капитализм, ...) – это – без привнесения лишнего – есть платформы, которые, как целостные феномены, были последовательно институализированы (проектно реализованы) только на Западе; и именно по логике доминирования Капитала. Для Запада череда этих конкретных ОЭ-Платформ есть частная истина; по их особенности исторического развития. На этом и кончается их универсализм.

Самый показательный по нативным особенностям управления в разных социумах – средневековый, медиевистский период – позволяет видеть «приводные механизмы» и оттенки социо-организации, в том числе связи, приоритеты в культурных архетипах. Это позволяет видеть свои этапы институализации этих особенностей в парных подходах социализации: общее – частное, идеальное – материальное, смыслы – деньги. (См. п.19.)

Вообще, по этапности овладения энергией-информацией выделяются 3 социальные эпохи. А первая эпоха делится на две по переходу к расширенному воспроизводству; что связано в том числе с плотностью населения.

Вульгарное массовое сознание, делящее всю историю всех стран в членении по ОЭФ, формирует очень механистичную, псевдо-причинную картину мира. Включение культурных особенностей, связанных с народным сознанием, позволит адекватнее понимать не только прошлое, но и себя в настоящем.

11. Понятие марксисткой «формации» имеет под собой в качестве оператора категорию «производственные отношения». Они в одной смысло-понятийной связке. И понятие «платформа» имеет своим оператором, своим характерным деятельностно-устанавливающим фактором свой определённый атрибут. В их лице мы имеем связанные понятийно-познавательные пары «Формация – производственные отношения» и «Платформа – мотивационный строй». Первая – статично-наукообразная, вторая – динамично-деятельностная. Первая приводит к объективации истории, к историческому диктату экономики и к исторической фатальности. Вторая выводит вперёд историческую роль субъекта, роль сознания, роль культуры; здесь «объективируют» культурные коды (цивилизационные особенности) и технологическая готовность по жизненным обстоятельствам и вызовам – в целом в обществе…

В данных ситуации и подходе появилось понятие Общественно-Экономической Платформы, которое чётко связано с Технологиями и соответствующими Технологическими укладами, а также наследует предикат «общественно-экономическая». Здесь также (по-своему) строится связь с основным содержанием социальности – Культурой; и правильно расставляются приоритеты отношений. Тогда для макро-управления как раз и будет конструктивно, практично понятие ОЭПлатформы.

ОЭПлатформа – это «социальная машина», это некая институализация деятельности общества в ценностях конкретной культуры и интересах властной группы (см. далее). ОЭП формируется проектно, и может быть рассмотрена, как взаимосвязь Политического режима и Хозяйственного механизма (см. п.31). Но прежде важно видеть её соответствие культурным кодам народа, которые в свою очередь должны быть проявлены и осознаны.

(продолжение следует)