(Начало)
4а. Человек – триаден в теле-душе-духе; его свобода воли связана с осознанием призвания и отдачей ему. Призвание – это деятельность, через которую человек становится целостным, и в ней имеет безграничное развитие/проявление. Таким образом призвание – это духовная стезя. А как инструменты Духа человек имеет интуицию, совесть и веру, творя Смысл, Добро и Дело, достигая Истины–Добра–Красоты.
Сила человека – от земли; от Души. Воля человека – от неба; от Духа. Но у Творца и сила, и воля триедины в каждой Его ипостаси, имея третьим качеством ещё и мудрость (Всеведение). Уподобляясь Творцу, объединить силу и волю можно лишь через разум – приобщаясь Вере-Надежде-Любви (в императивах) или Истине-Добру-Красоте (в проявлениях).
Человек существует в двух восходящих императивах: Познания и Любви, – которые организуют свои линии в приоритетах 2-х пар частей психического комплекса. Эти элементы вертикалей: ум и интуиция, чувство и воля, – одновременно образуют перекрестие мужской и женской активности, проявленности (см. рисунок далее).
Познание и Любовь, являясь объемлющим ориентиром в жизни, имеют общие особенности проявления в человеке при разной активности в мужчине и женщине. Особенности те, что, являясь самоценностью, они в своём содержании зависят от человека; то есть должны быть реальны (актуализированы) в человеке. Здесь признак постоянной актуализации есть отражение принадлежности к вечности, к онтологии. При этом для мужчины активна реальность (актуализация) Познания, а для женщины активна самоценность Любви. Самоценность же Познания и реальность Любви являются, устанавливаются, вырабатываются, осознаются по жизни... Эти мета-признаки «самоценности» и «настройки реальности» выражают в себе две стороны бытия – сохранения и развития.
Только Познание (Знание) и Любовь (Отдача в единстве) – неделимые, нечастные, неубываемые, непреходящие...
Странно это или нет, но именно эти императивы Познания-Любви управляют развитием и перспективами социальности (см. п.40). Начальным, инструментальным фактором «истории» по факту является и Капитал (Деньги) – но смотрите их общую специфику в последней таблице Приложения.
Интересно и то, что мета-признаками самоценности и реальной настройки для человека обладает и один единственный институт в социальности – семья. Это подтверждает онтологическое значение семьи, её стержневое значение в социуме. (См. также п.15) И именно инструменты/опоры Духа – вера и совесть – являются также опорой действительной семьи...
4б. Человек присутствует в двух онтологических качествах – Мышлении и Действии, которые реализуют/обеспечивают его 2 жизненных смысла: Познание и Любовь; и это – вместе. В чём специфика этих онто-качеств, как действительных? Мышление (мысль) – предстоятельно, опережающе, сердечно. Действие (характер) – самостоятельно, неприсваивающе, неревнительно. В начале жизни первенствует комплекс характера. Со зрелостью мышление выходит вперёд; в том числе по очерёдности, порядку в общей психодинамике. Характер (психоорганизация) всегда есть, но мысль – первая, впереди.
При этом мысли предшествует отношение к объекту внимания; и отношение к другим реализуется в состоянии. То есть человек регулирует ментальную сферу своим отношением; причём вариаций негативных отношений (и эмоций) у человека больше, чем позитивных. Позитивное – целостно, и составляет аспекты спокойно-созидательной радости.
Ровность (непредвзятость) отношения, а ещё правильнее, предрасположенность – это начало широкого, открытого мышления. На мысль влияет текущее состояние человека, и она направляет состояние. Состояние – это целостное ощущение, в котором присутствует субъект мышления. А чтобы прошло решение сверху, сердцу нужна тишина...
Совместность мышления и действия имеет своей стороной совместность познания и любви; но и шире, это проявление единства знания и состояния. Знание человека – это проведённое человеком переживание, осмысление информации, это отрефлексированное состояние на языке предмета. Потому так важны владеющие людьми парадигмы, или картины мира, или системы понятий (состав и логика).