Если ты не в Интернете – значит ты мертв. Сейчас все владельцы бизнеса, которые отрицали эту истину рвут на себе волосы. После возникновения коронавируса Интернет стал единственной доступной площадкой для продаж и развития на неизвестный срок – пандемия может продлиться и полгода, и год, а может и того более. Нас ожидает интересное время: создание новых бизнес-моделей, адаптация общества к новым условия жизни и,конечно же, банкротства и перераспределение капиталов. Нас ждет увлекательное развлечение – наблюдать, как «беднееют» Джефф Безос, Уоррен Баффет, Илон Маск и другие))
Как повлияет пандемия на бизнес?
Из-за коронавируса под угрозой разорения оказалось очень много отраслей – авиаперевозки, гостиничный бизнес, туризм, торгово-развлекательные центры, кинотеатры, рестораны, салоны красоты и прочее. Но, конечно же, закроются не все. Авиаперелеты не прекратятся – они необходимы, но сократятся на время, что уменьшит количество компаний на рынке (Belavia точно выживет, у Лукашенко идеальная бизнес-модель))).
Будущее гостиничного бизнеса и тур-операторов давно туманно, так как такие площадки как Skyscanner, Booking и Airbnb помогают людям самостоятельно и быстро спланировать тур без посредников. Скорее всего со временем на рынке останутся только компании, которые предлагают эксклюзивные услуги (например, туры на необитаемые острова).
ТРЦ, рестораны, магазины, салоны красоты и вообще вся сфера обслуживания ощущают кризис первыми и пандемия не исключение. Многие оказались более подготовленными так как имеют организованную доставку товаров и услуг, сообщества в соцсетях и знают своих клиентов. Но не сладко будет всем - придется многому учится и адаптироваться. Главное понимать, что это время принесло не только потери, но и новые возможности: в ближайшее время возникнут потенциальные клиенты, которые будут бродить на рынке в поиске приемлемых альтернатив.
Что делать предпринимателям во время карантина?
Можно дать множество бесполезных советов (один из них - не паникуйте;)), но я оставлю здесь только те, которые испробованы на практике и показали положительный результат в кризисные времена. Итак:
- Социальный пиар. Используйте сложившуюся ситуацию в свою пользу. Организуйте благотворительный фонд для помощи заболевшим коронавирусом, раздайте маски, устройте бесплатные онлайн курсы для своих клиентов и прочее. Подумайте, что для вашего бизнеса будет не сильно обременительным, но поможет окружающим?
- Падаем в цене. Очень больно, но необходимо)) И чем раньше, тем лучше. Множество клиентов будут искать альтернативы подешевле, в условиях кризиса единственная стратегия для выживания – получить как можно больше новых клиентов, что бы увеличить количество продаж.
- Время работает на вас. Не ждите, когда все станет на свои места. Так как было уже не будет. Не воспринимайте возникшее время как простой в работе, а используйте его как подарок и сделайте то, на что обычно не хватает времени – пересмотрите свои расходы, проведите аудит, пообщайтесь с сотрудниками. Попробуйте найти свежие идеи и реорганизовать свой бизнес, сделать его эффективнее.
- Присутствие в Интернете. Может еще не поздно исправить ситуацию? Есть мертвая бизнес-страница в Facebook – попробуйте оживить, нет сайта – создайте, ищите новые возможности для своего бизнеса в Интернете, а если не знаете как – подсмотрите у конкурентов.
Это общие советы, для каждого частного случая может быть множество путей. Каждый сейчас в поиске ответов, у каждого бизнеса сейчас возникают сложности. Давайте делится в комментариях своими болями и помогать друг другу. Будьте здоровы и держите нос по ветру!