Расцвет кхмерского государства пришелся на 9-14 века, (как и Великого Новгорода, для сравнения). Именно к этому периоду относится строительство знаменитого храмово-дворцового комплекса Ангкор.
Одна из первых построек — ступенчатая пирамида Пхном-бакен, построенная в 9 веке при Джаявармане II. Пхном по-кхмерски означает холм — это архитектурно оформленная природная возвышенность. Сотни туристов каждый вечер карабкаются по крутым ступеням, чтобы полюбоваться закатом.
Подъем ненамного отличается от скалолазания, поэтому недостаточно тренированные люди иногда теряют равновесие и летят кувырком... Но открывающийся вид стоит риска.
Короли были крайне амбициозны и воинственны, даром что буддисты. Каждый новый правитель начинал строить столицу имени себя на границе старой, которая приходила в упадок. В очередной версии обязательно присутствовал пятиглавый храм и центральная площадь, на которой проводились пышные празднества.
Перед зрителями проходили слоны с позолоченными бивнями, лошади, воины, танцовщицы. В паланкинах проезжали невиданной красоты куртизанки из гарема, играющие на музыкальных инструментах.
Каждый король стремился остаться в памяти потомков как великий воитель, благо среди соседей не было недостатка в аналогичном желании. Кхмеры воевали то с Сиамом, то с негроидным королевством Аннам. Подвиги запечатлевались в многометровых батальных барельефах. Интересно, что барельеф 9 века сделан из базальта и сохранился лучше, чем аналогичный 13 века, выполненный из песчаника.
Каждое следующее строительство было более сложным и изысканным. 54 башни комплекса Байон воспроизводят лики Будды, и они до сих пор бесстрастно глядят на лазающих вокруг мартышек и туристов.
Мост к воротам Ангкор-Том украшен добрыми и злыми персонажами со змеей под мышкой.
Строительство велось без раствора замковой техникой: такая же применялась цивилизацией инков в Южной Америке. Этот способ кладки хорошо выдерживает землетрясения, но и требует владения сложными технологиями работы с камнем.
Даже сейчас эти серые или красноватые развалины производят потрясающее впечатление, а представьте их целыми, покрытыми пестрой росписью и роскошными драпировками, и ветер звенел серебряными колокольчиками.
Эти каменные дворцы были окружены резными и разукрашенными деревянными хоромами, а также более скромными домами, в которых проживала обслуга. По широким дорогам проезжали аристократы, дамы в паланкинах, монахи в желтых плащах, посольства, торговцы, крестьяне, воины со сверкающим оружием.
Водохранилища, водоемы и сеть каналов поддерживали водоснабжение всего этого великолепия и обеспечивали сельское хозяйство.
Финальная площадь застройки составила около 200 км2.
Самый знаменитый комплекс — Ангкор-Ват является самым новым, построенным в XII-XIII веках.
Судя по обстановке, наравне с архитектурой развивались другие виды искусства. Стены вокруг бассейнов украшены многочисленными портретами апсар — прекрасных девушек-танцовщиц.
Удовольствия и войны требовали немалых расходов, и короли довольно неразумно предпочитали экономить на поддержании в рабочем состоянии искусственной водной системы. За это поплатилась вся страна. Прошла засуха, последовал неурожай.
В XIII веке король Лампонг Реаша решил поправить бюджет за счет соседей и договорился с Сиамом о совместном нападении на аннамитов. Поход был успешным, а после победы кхмеры вторглись на территорию вчерашнего союзника. Однако король Сиама Раматхибоди I не только отбился, но и атаковал кхмеров на их территории. После годичной осады была захвачена столица Ангкор, области Сием Реап и Баттамбанг. Дворцы и храмы оказались покинуты и поглощены джунглями, и на протяжении столетий обитаемой оставалась лишь небольшая часть Анкор-Вата, где на развалинах былого величия молилось несколько буддистских монахов.
В 1863 году Камбоджа стала французской колонией. Утраченные территории были возвращены Камбодже по требованию Франции, сейчас являются объектом мирового наследия ЮНЕСКО и знаменитым туристическим объектом.
Галина Погодина