Найти в Дзене
Genesis family

Клавишнику Genesis Тони Бэнксу - 70 лет!

Оглавление

Сегодня исполняется 70 лет композитору, одному из основателей и бессменному клавишнику группы "Genesis" Тони Бэнксу!

Детство

Родился он в Восточном Хоутли, что в графстве Восточный Суссекс, Англия.

"Отец работал учителем, готовил детей к вступительным экзаменам для поступления в государственную школу. А я сам был довольно привередливым ребенком. Мне кажется... Когда сам ходил в подготовительную школу, терпеть не мог овсянку. Мог часами смотреть на тарелку до наступления обеда. Однажды не выдержал. Дождался пока все уйдут и смахнул тарелку на паркет".

"Моя мама хотела, чтобы я начал учиться играть на пианино. И с 7 лет я начал брать уроки, но не скажу, что получал от этого удовольствие. Не всё получалось, тяжело давалось чтение по нотам. В Чартерхаусе занятия тоже приносили разочарование. Учитель был плохой, давал мне какие-то фрагменты, которые не представляли для меня интереса. Мне пришлось сменить преподавателя, и другой мне давал уже то, что мне нравилось. Например, Первую прелюдию Рахманинова. Я слышал, как ее играли другие, мне она казалась проста. Были и другие произведения. А самой первой песней, которую я подобрал на пианино, стала "Sheila" Томми Роу, очень простая, на три аккорда. Далее я начал играть песни и других авторов".

-2

Чартерхаус

В сентябре 1963 года поступил в школу Чартерхаус, где познакомился с Питером Гэбриэлом.

Тони: "У него всегда были ноты каких-то песен, которых я не слышал, но мне чертовски нравилось их играть. В школе мы являлись довольно близкими друзьями, а вскоре обнаружили, что и вкусы музыкальные у нас одинаковые. Так нам очень нравился Отис Реддинг, вместе балдели от песни "I Put Spell on You". А когда вы долго с кем-то играете, вдруг начинается творческий процесс, попытки написать что-то вместе. Пробуете разные аккорды, которые до этого никто не пробовал. Как правило, мои самые первые композиции были сверхсложными. Я пытался делать все, чего никто не делал. Уже тогда, во время учебы, мы с Питером написали две песни, которые в итоге войдут в альбом "From Genesis to Revelation". А ещё мне нравился звук органа. Помню, мы слушали на органе "Токкату и фугу" Баха - божественно!"

Спустя несколько лет они создали школьную группу "The Garden Wall".

Тони: ""The Garden Wall" - просто название. Не знаю, откуда оно пришло. Мы играли с Питером. Потом еще был трубач Джонни Трэпмен, он захотел играть с нами. Поздней присоединился Крис Стюарт, барабанщик. Он ещё войдет в первый состав Genesis"

Они начали соревноваться с другой группой - "The Anon", куда входили Майк Резерфорд и Энтони Филлипс. Последние больше ориентировались на каверы Битлз и Роллинг Стоунз, а Тони с Питером выступали со своим творчеством.

Тони: "Энтони был единственным гитаристом в школе, да еще с собственным усилителем. Не удивительна его востребованность".

Genesis

Летом группы объединились. Так началась история Genesis.
После ухода Энтони Филлипса, Тони не только стал основным композитором группы вплоть до поздней эры с Рэем Уилсоном на вокале, но и настоящим её лидером и двигателем, что, безусловно, не умаляет заслуг других участников (Майка, Фила, Питера, Стива), которые тоже сделали очень много для группы и для мировой музыки в целом. Однако менялись вокалисты, менялись гитаристы, но Тони вместе с Майком Резерфордом оставались в ней неизменно от начала и до конца.

Ричард Макфейл: "У Тони было классическое образование, мне кажется он знал ВСЕ аккорды. Стив Хакетт поздней его назовет "королем аккордов". Он знал множество гармоний, как они функционируют в песнях. Когда кто-то вносил предложения, как перейти от одной музыкальной фразы к другой, Тони некоторое время задумывался, а затем начинал наигрывать на клавишах, сочиняя различные связки".

Майк Резерфорд: "Первое мое впечатление о Тони? Тихий, но при этом раздражительный и худой. Быстрый встревоженный шаг, хотя он никуда не спешил. Помню, когда у нас вышел сингл "The Winter's Tall", единственным способом проиграть ее на радио - это дождаться радио ведущего Тони Блекберна и сунуть ему сингл в руки. И Бэнкс был одним из тех, кто оказался у двери в Портленд-Плейс. Но, увы, он становится агрессивным, когда нервничает. И, мне кажется, Блекберну тогда показалось, что его собираются избить.
К ярлыку "рок-группа" Тони всегда относился с раздражением. Он может молчать-молчать, накапливать всё в себе, а потом внезапно взорваться. Так было во время выступления в самом начале карьеры. Видно, вечер тогда у нас не удался. Во время сложных инструментальных пассажей кто-то из зала начать кричать, мешать, как вдруг Тони выпрыгнул и гневно заявил : "Мы необычная рок-группа!"
Тони всегда жил настоящим. Он хотел, чтобы всё было организованно, спланировано и идеально. Они с Питом хоть и являлись лучшими друзьями, но всегда соперничали. Между ними возникали сильные трения".

Ричард Макфейл: "Тони, может, и являлся самым тихим в группе, но очень цепко стоит на своем. Во время одного интервью в Америке, ведущий пытался указать, насколько группа Genesis уникальна тем, что успешно сменила фронтмена. Но Тони за это зацепился. Интервьюер пытался как-то выправить положение, но Бэнкс был непреклонен. Он сказал: "Ну, у AC/DC получилось тоже самое" - после чего начал перечислять группы, удачно сменившие фронтменов. В какой-то момент интервьюер не выдержал: "Вы должны со мной согласиться", но тем самым он только действовал на Тони как красная тряпка на быка. Нет! Конечно, он не согласится! Тем не менее, интервью продолжилось, стало заметно, как Тони начал остывать. А потом вдруг взял и выпалил: "Fleetwood Mac!" Нет, он не захотел отпускать ситуацию. И выглядело это великолепно. Шах и мат. Гейм, сет и матч за Тони. В этом он весь".

-3

Сольная

Параллельно, с 1979 года Бэнкс занимался и сольным творчеством, но в отличие от своих коллег по группе, не преуспел в этом направлении. Он записывал как студийные альбомы, так и музыку к фильмам - среди них картины "Злодейка", "Крик" (вместе с Майком - не путать с более известным фильмом "Крик"), "Брокер".

К слову, Тони мог написать музыку и к фильму "Терминатор", и даже держал в руках сценарий фильма, однако в тот момент он был настолько загружен работой над музыкой к другим кинокартинам, что пришлось ему от этой идеи отказаться. Впрочем, может, оно и к лучшему...

В 2004 году Бэнкс впервые выпустил альбом с классической музыкой собственного сочинения - "Seven: A Suite for Orchestra". Здесь музыку Тони играет Лондонский филармонический оркестр, а сам он появляется на рояле лишь в трех композициях. Спустя 8 лет он выпустил еще один симфонический альбом - "Six Pieces for Orchestra", где звучал уже Пражский филармонический оркестр. В 2015 году состоялся релиз первого бок-сета "A Chord Too Far", включавшего в себя песни и композиции из всех сольных работ Бэнкса, плюс ранее неизданные. В том же году он получил награду Prog God. В 2019 году Тони перевыпустил свои сольные альбомы (кроме классических) в бокс-сете "Banks Vaults: The Albums 1979 – 1995".

Последний на сегодня сольный релиз Тони состоялся 23 февраля 2018 - еще один классический альбом FIVE.

В личной жизни у Тони все хорошо. Он женат с 1972 года, имеет двух детей - Бена (1978 г.р.) и Эмили (1981 г.р.)

-4