Найти тему

Воннегут против Ремарка: или что почитать в самоизоляции

Эриха М. Ремарка я не полюбила с первых страниц и на всю жизнь ещё в юности. Его романический жанр для себя я определяю, как 'занудный пафос".

Особенное раздражение творчеством этого автора мне довелось испытать в походе по Карелии три года назад, поскольку ничего другого почитать не было, и выхода, таким образом, из подводной лодки тоже.

Это был один из самых трудных и бесполезных моих гештальтов. Заразиться преувеличенными и непоследовательными чувствами и действиями главных героев мне не удалось. "И снова её охватывал порыв нежности, и она ласкала меня, как никогда раньше... Я очень любил её, но чувствовал какой-то холод и отчуждённость. В нежности была печаль, и печаль ещё усиливала нежность. Словно мы очутились где-то там, за роковой гранью, и уже нельзя было вернуться из-за неё". А бросить чтение не давал комплекс незавершённого действия.

Не нуждающийся же в лишнем преувеличении ужас фашизма в романе, гнусно расковыривал и без того незаживающую коллективную травму, с которой живет мой народ восьмой десяток лет. В результате, циклически повторяющиеся приступы страсти любовников, сопровождающиеся непременной нежностью, болью, очень дорогим коньяком и тайной,- диссонировали с болью из глубин моего бессознательного и оскверняли ее. 

В общем, название "Ночь в Лиссабоне" слабо соответствует сюжету. Скорее подошло бы название "Бурные ночи и 33 несчастья". Короче, я наконец выдохнула, когда герои отмучились вместе с этим неестественным романом. 

То ли дело Курт Воннегут (младший).

Уже 12 лет прошло, как умер Воннегут, а всё не оставляет ощущение, что этот писатель-долгожитель только что был тут, с нами.

Но может, это и сугубо личное ощущение,- не знаю. Может, и ощущение личного общения с этим автором в его многочисленных романах тоже сугубо мое. Типа, КВАЛИА? Кстати, многие мои психически стабильные друзья его не оценили. Вроде, хаос у него в книжках, белиберда. Может, это в моей голове какой-то бардак, поэтому у Воннегута я, как дома. 

Но вот чего там точно полно,- это синхронизмов (совпадений, - эту тему я подробно освещала в публикациях ранее). Помнится, именно это мои друзья-реалисты белибердой и называли: как может, например, мальчик выстрелить в воздух и при этом убить сразу двух неизвестных людей..(1)

Многие порядочные люди свято верят, что если они живут по правилам и никому не желают зла, то и в их личной судьбе будет все благополучно. 

Вот это уж точно бред! У Воннегута ясно видно: чего мы сильнее всего избегаем, то и случится, потому что у мироздания свои законы, а у людей свои. Но все они при этом могут уместиться на одном холсте Рабо Карабекяна в едином пространстве/времени здесь и сейчас.(2)

Но даже и не за этим всем я лезу в миры КВ-младшего: ни за карасами/дюпрасами, калипсо Боконона и ритуалами боко-мару.(3) В конце каждого романа я жду "пробуждающего переживания" Ялома. Вроде: " Мы долго болели, но теперь выздоровели, и нужно столько сделать!"(4)

Книги, рекомендуемые к прочтению в первую очередь:

1- "Малый-не-промах"

2- "Синяя борода"

3- "Колыбель для кошки"

4- "Времетрясение"