В данном ИА FederalCity на условиях анонимности интервью преподаватель основ безопасности жизнедеятельности считает – эта угроза не последняя и школьников надо готовить к новым вызовам.
Каждый день мировые агентства начинают день с новой статистики по распространению коронавируса – они звучат все более сурово, как некогда сводки с фронтов. Вот и данные утра 27 марта свидетельствуют о нарастающем характере пандемии - 538305 (+54865 за сутки) инфицированных людей. Погибло 24199 (+2419) зараженных, 124088 (+9852) пациентов выздоровели. В России зарегистрировано 845 случаев COVID-19.
Казалось бы, статистика в нашей стране выглядит неплохо на фоне других, однако многие эксперты полагают, что на пике эпидемии цифры будут совсем другими. Большие надежды власти связывают с карантинными мерами и режимом самоизоляции, однако часть россиян склонна относится к ним легкомысленно. К сожалению, среди этих "уклонистов" много молодежи.
Почему подрастающее поколение столь беспечно? Неужели в школе в рамках преподавания основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) им не объясняли, как надо вести себя в условиях эпидемии? Что нужно сделать, чтобы подготовить наших детей к новым, весьма возможным, вирусным угрозам? Эти вопросы мы обратили к учителю ОБЖ в одной из севастопольских школ.
- Как ведется преподавание предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в севастопольских школах?
- Некоторые элементы ОБЖ начинают давать уже с первого класса и далее на протяжении всех школьных лет. Сам предмет – это комплекс навыков и знаний, необходимых для обеспечения безопасности и здоровья как ребенка, так и его близких в обычной жизни и при чрезвычайных ситуациях. В некоторых севастопольских школах ОБЖ преподают с 7-го по 11-й класс, так как с 7-го класса в Олимпиадах есть вопросы по данному предмету. На данный момент экзаменов по ОБЖ нет, есть информация, что их введут с 2021-2022 учебного года. В зависимости от профиля классов ученикам дается разное количество часов ОБЖ. Если это физико-математический или гуманитарный класс, то это один час в неделю. В случае оборонно-спортивный уклон, а их у нас немного, то это три-четыре часа в неделю.
- Начиная с февраля текущего года проводились ли в рамках вашего предмета какие-либо разъяснительные мероприятия в рамках пандемии COVID-19?
- Никакие темы по коронавирусом не поднимались. У нас есть программа, утвержденная министерством образования, там ее нет. Присылались в феврале приказы министерства и Роспотребнадзора, но там были указания по усилению профилактической работы по предупреждению ОРВИ и гриппа, однако слова "коронавирус" там не было. Сейчас с 19 марта все школы ушли на "дистанционку", однако до этого времени никаких повязок, масок или массовой дезинфекции в школе не наблюдалось. В медкабинете на полочке лежали дезсредства и бактерицидная лампа – вот и все меры противодействия инфекции.
- Что, по-вашему, нужно поменять в системе преподавания ОБЖ в школах города?
- Во-первых, при разработке "методичек" надо учитывать климатические и иные особенности того или иного региона России и готовить к ним школьников. К примеру, в сейсмологически опасных местностях давать больше часов выживанию при землетрясениях, на Севере уделять больше внимания тому, как не замерзнуть, грубо говоря, в Сибири как не заблудиться в тайге, а в Севастополе – это безопасность на воде, спасение утопающих и правильное поведение при обнаружении взрывоопасных предметов – наша земля до сих пор нашпигована боеприпасами военных времен.
Во-вторых, необходимо, как мне кажется, учесть уже имеющийся опыт борьбы с пандемией коронавируса, скорректировать программу ОБЖ. Особое внимание уделить правилам соблюдения личной гигиены и мер противодействия эпидемиям, необходимости соблюдения режима изоляции, опасности, которую носители вируса несут больным и старикам. Очень важно донести им понимание, что нельзя верить "фейкам" и распространять ложную информацию, это нарушает общественную медиабезопасность и приводит к панике. Нам повезло, что COVID-19 протекает у детей в легкой форме, но боюсь, что это не последний опасный вирус в истории человечества, и другие виды могут вести себя по отношению к младшему поколению иначе. И к пониманию этого факта детей надо приучать буквально с первого класса. Кто предупрежден, тот вооружен.
- Есть ли кадровые проблемы с преподаванием ОБЖ в школах вашего региона?
- Начнем с того, что профстандарт допускают к ведению этого предмета со средним специальным и высшим образованием по направлению "Образование и педагогика", а также любого с таким же непрофильным образованием после курсов переподготовки. В результате ОБЖ как доппредмет преподают физкультурники и учителя пения. Однако речь то идет о жизни и здоровье детей! Мне кажется, что отношение к качеству преподавания ОБЖ, особенно в свете последних событий, должно меняться.
Что касается Севастополя, то у нас тут есть очень большой потенциальный кадровый ресурс. В городе несколько тысяч военных отставников, многие из которых еще достаточно молоды и энергичны. Часть из них прошли "горячие точки", видели очень многое, имеют серьезный опыт по части выживания и соблюдения правил безопасности. Вот их можно привлечь к ведению ОБЖ, так как это делалось в советских школах, помните наших "военруков"? Очень авторитетные были мужчины в школьной среде. Впереди, судя по всему, еще немало трудных испытаний для страны, поэтому опыт таких людей может оказаться для школьников бесценным.
Читать статью на сайте ИА FederalCity
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал FederalCity и ставить лайки. Ваши оценки, очень важны для нас, именно Вы помогаете развитию канала.